Климатический центр Росгидромета

Новости

Science: Пути прибрежного отступления

Существует острая необходимость более серьёзно отнестись к отступлению от побережья как к варианту адаптации к повышению уровня моря и как к стратегии, способной обеспечить положительные заранее запланированные результаты. Появляются первые признаки такого мышления. Авторы демонстрируют, как изучение путей к управляемому отступлению увеличивает возможности в контексте необратимого долгосрочного повышения уровня моря. Отступление обычно оформляется и понимается как единичное действие, которое в основном используется после событий, а не превентивно, и рассматривается как последнее средство. Однако реализация управляемого отступления представляет собой многодесятилетнюю последовательность действий (используя разные пути), включая участие сообщества, оценку уязвимости, планирование землепользования, активное отступление, компенсацию и перепрофилирование. Ниже говорится о том, как могут выглядеть пути к отступлению от побережья и как они могут дать начало гибкой и позитивной трансформационной адаптации, если начать прямо сейчас.

Сокращение пространства решений

Повышение уровня моря во всём мире ускорилось с 1,4 мм/год (1901–1990 гг.) до 3,6 мм/год (2006–2015 гг.) и будет продолжать расти в течение этого столетия (от 10 до 20 мм/год к 2100 году) (1). Уровень моря может подняться на 0,43–0,84 м в глобальном масштабе к 2100 году по сравнению с уровнем 1986–2005 гг. (в качестве медианной оценки при сценариях низких и высоких выбросов соответственно). Однако нельзя исключать подъём на 2 м к 2100 году (1). Существует также чёткая приверженность повышения уровня моря на столетия вперёд из-за инерции как климатической, так и океанической систем; на каждый градус потепления уровень моря в конечном итоге поднимется на ∼2,3 м (2). Неумолимое повышение уровня моря делает неизбежными переселение прибрежных жителей, перенос зданий, инфраструктуры и видов деятельности, даже если глобальное потепление снизится до 1,5 или 2°C. Необходимость уделять более серьёзное внимание путям управляемого отступления становится насущной (3). Начнём с того, что наблюдаемое прибрежное наводнение уже достигает неприемлемого уровня для сообществ и инфраструктуры во многих низколежащих прибрежных поселениях по всему миру (1), и, если адаптация не начнется сейчас, через несколько поколений больше регионов (например, небольшие острова, части побережья США, крупные дельты) будут подвержены риску прибрежных наводнений (1). Для справедливого планирования и реализации заблаговременного отступления требуются десятилетия (3, 4). Кроме того, многие решения, принятые сегодня, устарели и зависимость от них закрывают некоторые варианты решений в будущем. Например, береговая оборона длится многие десятилетия, а охраняемые территории привлекают людей и активы, что даёт основания надеяться на дальнейшую защиту. С другой стороны, создание пространства для роста водно-болотных угодий при повышении уровня моря обеспечивает временный буфер, оставляющий открытыми варианты для дальнейшего развития или более низкий барьер для отступления. Текущее и ускоряющееся повышение уровня моря в сочетании с другими изменениями, связанными с климатом (например, усилением экстремальных явлений, таких как штормы, ливни и речные разливы), и увеличением населения на побережье, уже постепенно сокращают пространство решений доступных вариантов адаптации. Вариантов размещения (например, высоких зданий и убежищ даже при раннем предупреждении) будет недостаточно для снижения прибрежных рисков до приемлемых уровней в условиях наводнений и эрозии, вызванных повышением уровня моря. По мере повышения уровня моря засоление грунтовых вод сделает водные ресурсы непригодными для использования и ограничит производство продуктов питания устойчивыми к засолению культурами. Решения, основанные на естественных процессах, такие как восстановление прибрежных рифов или водно-болотных угодий, вряд ли будут поспевать за комбинированными воздействиями изменения климата (1) и антропогенным давлением, которое привело к сокращению пространства и притока наносов на побережье. Поэтому ожидается, что во многих местах такие реакции будут лишь временной адаптацией (5).

Жёсткая защита, будь то удержание линии (защита) или продвижение в сторону моря (продвижение) с использованием дамб, барьеров или искусственных островов, может быть полезной, например, в богатых ресурсами мегаполисах, но также имеет ограничения, поскольку устойчивое и быстрое повышение уровня моря затруднит расширение инфраструктуры в доступные сроки (6). Кроме того, жёсткая защита не будет доступным долгосрочным решением для каждого сообщества и не будет устранять последствия подъёма грунтовых вод и речных потоков на каждом побережье (6) или существующих и возрастающих остаточных рисков (например, при обрушении дамб). В низколежащих прибрежных районах с разной геоморфологией и уровнем развития отступление предлагает альтернативный вариант (см. Первый рисунок), который в конечном итоге устраняет уязвимость и риски на месте.

 

Динамическая стратегия

Отступление непросто по разным причинам, включая привязанность к месту, высокую стоимость, недостаточную осведомленность о рисках, влияние на поселения внутри страны и политическое сопротивление (3). Например, отступление означает невозвратные затраты на существующие инвестиции в государственную инфраструктуру и частную собственность и не устраняет риск для культурных ценностей, которые нельзя переместить. Однако среди причин, которые делают управляемое отступление полезным, является то, что оно позволяет упорядоченным образом предвидеть и планировать долгосрочные изменения на побережье, что может минимизировать как нагрузку на людей и учреждения, так и несправедливые результаты. Изучение путей может поддержать этапное отступление и помочь разбить отступление на управляемые шаги с течением времени, согласовать его с техническим обслуживанием или другими социальными целями (например, экономическим развитием или охраной окружающей среды) и реализовать отступление в зависимости от того, что произойдёт в будущем. Это могло бы помочь преодолеть сопротивление общества отступлению. Планирование динамических адаптивных программных путей (7) - это практический подход, разработанный для реализации упомянутых целей, который всё чаще используется для поддержки принятия решений по адаптации к изменению климата. На сегодняшний день такое планирование использовалось для решения проблемы адаптации к повышению уровня моря в нескольких местах, включая Нидерланды, Великобританию, США и Новую Зеландию, где меры предполагали зоны без строительства и перемещение населения и активов (5, 6, 8). Долгосрочная перспектива ставит отступление на второй план следом за мерами защиты и адаптации (см. Первый рисунок), избегая увеличения инвестиций, которые в конечном итоге становятся более высокими невозвратными затратами.

Первым шагом в планировании путей является оценка опасности, уязвимости и неопределённостей и определение вариантов адаптации. Вариант адаптации может не достичь целей и/или может достигнуть предела или порога производительности (также называемого критической точкой адаптации) при изменении условий (например, повышения уровня моря). Тогда потребуется новая или дополнительная мера. Точно так же могут возникнуть возможности (например, когда инфраструктура нуждается в замене или когда люди не могут терпеть удары повышения уровня моря, и необходимость отступления становится очевидной). На первом рисунке представлены некоторые пороги и возможности адаптации к повышению уровня моря, которые меняют пространство решений.

Затем производится упорядочивание вариантов, начиная с не вызывающих сожаления и подготовительных действий, которые могут и/или должны быть предприняты в ближайшем будущем, далее разрабатываются пути, а также проверяются варианты их чувствительности к диапазону приращений повышения уровня моря и их зависимости от выбора пути. Проектирование траекторий часто выполняется поэтапно, с увеличением глубины анализа. Для части города Майами, штат Флорида, потенциальные пути сначала были разработаны с использованием описаний и вопросов заинтересованных сторон: какие варианты адаптации могут быть краткосрочными, среднесрочными и долгосрочными? Какой следующий вариант? Затем перспективные варианты и пути были дополнительно оценены с использованием подробных моделей. В Нидерландах исследователи оценили пространство решения для повышения уровня моря на несколько метров, прежде чем исследовать конкретные пути. Исследование пришло к выводу, что пространственное планирование, учитывающее последствия долгосрочного повышения уровня моря, необходимо из-за неопределённости потенциального подъёма уровня моря.

Мониторинг обычно используется для оценки успеха внедрения, но он также необходим для обнаружения сигналов раннего предупреждения о приближении пороговых значений и рамок возможностей для упреждающих действий (например, нового понимания будущих рисков или новых социальных ценностей). Это помогает определить, когда необходимо перейти к другому действию. Для адаптации к повышению уровня моря сигналы могут быть получены от климатических факторов (например, потеря массы льда в Антарктике, местное повышение уровня моря), указателей воздействия (например, наводнение или наличие пресной воды) на основе наблюдений, а также научных исследований и оценок [например, Межправительственной Группы Экспертов по Изменению Климата] и, что более важно, социальных, экономических и культурных ориентиров (например, отказ от страховки, рост затрат и другие факторы, разработанные совместно с сообществами). Мониторинг уровней (недопустимого) риска, возрастающая подверженность ущербу из-за изменений численности населения и старения инфраструктуры могут предупреждать о потенциальных ситуациях блокировки. Потенциальные сигналы необходимо оценивать на предмет своевременности и надёжности, учитывая при этом время, необходимое для планирования и реализации поледующих действий. Это проблематично в контексте растущих и ускоряющихся прибрежных рисков, когда физические и социальные пороговые значения возникают близко друг к другу, с ограниченным временем, оставшимся для реализации, и где сообщества зависят от критического состояния инфраструктуры, функционирование которой уже находится под угрозой. Например, во Флориде, где несколько пороговых значений для инфраструктуры водоснабжения близки к достижению или уже достигнуты, наблюдается наводнение и септические системы подвергаются опасности из-за повышения уровня грунтовых вод. Новая инфраструктура с насосами и дренажем может дать только отсрочку на ограниченное время (8).

Помимо отображения пространства решений, включающего отступление, анализ путей также имеет решающее значение для поддержки проектирования и реализации перехода к отступлению, как показано на втором рисунке с вложенными путями.

 

Практические идеи

Хотя актуальность, степень, скорость и условия управляемого отступления будут варьироваться в зависимости от повышения уровня моря и местного контекста, в прибрежных поселениях можно выделить три общих шага: подготовка, активное отступление и очистка (5). Предоставление лицам, принимающим решения, возможности для постепенной подготовки включает участие в достижении понимания сообществом рисков и понимания социальных ценностей и уязвимостей; планирование для определения вариантов, изучение путей и создание планов мониторинга для обнаружения сигналов о возможностях (например, ранние шаги, окончание срока службы инфраструктуры); финансирование приобретения недвижимости и создание инфраструктуры на альтернативных территориях; и корректировка планов и правил землепользования. Эти подготовительные действия поддерживают активное отступление, которое включает в себя приобретение собственности, выкуп и снос строений или перемещение домов, людей и хозяйственную деятельность. Последний шаг, очистка, включает восстановление и перепрофилирование земель (например, для прибрежных благоустройств и рекреационных целей, которые могут легко перемещаться) до тех пор, пока эта земля не будет навсегда затоплена морем.

Поскольку реализация управляемого отступления может занять десятилетия, его следует рассматривать значительно выше любых социальных и физических пороговых значений, обусловленных климатом (9). Необходимое время зависит от желания и способности каждого общества предвидеть климатические риски и действовать в соответствии с ними до наблюдаемых воздействий. Также необходимо время, чтобы спланировать и обсудить с теми, кого затронет процесс отступления, чтобы люди могли принимать решения о переселении по мере появления возможностей. Например, в Нидерландах и Новой Зеландии об отступлении с целью восстановления поймы рек было объявлено задолго до реализации проекта в ожидании последствий изменения климата (5, 10), что дало время (25 и 10 лет соответственно) для возможного добровольного вывоза домов и покупки объектов повышенной опасности. Это контрастирует со случаями, когда отступление было инициировано после разрушительных климатических явлений (например, после ураганов Сэнди в Нью-Йорке и Катрина в Новом Орлеане (4, 10); где защита оказалась неэффективной и отступление было вынужденным, создавая дополнительный стресс для общества и вызывая дополнительные затраты [например, после шторма и оползня в Новой Зеландии (11)]; или когда вынужденное отступление в безопасный от наводнения район было неприемлемым из-за невозможности работы в новом месте [например, на Филиппинах (12)]. На островах Картерет, Папуа-Новая Гвинея, переселение островного населения привело к негативным последствиям из-за отсутствия экономических возможностей в районах переселения, конфликтов землевладения с местным населением и непредвиденных нарушений в жизни местных общин (13). Эти примеры иллюстрируют социальные последствия отступления, если оно не использует запланированный и поэтапный подход.

Чтобы определить, когда начинать активное отступление, можно оценить, при каких условиях отступление требуется из-за ограничений других стратегий, указывая самый последний момент, в который следует осуществить активное отступление. Другой способ - оценить условия, при которых отступление становится более выгодным, чем другие стратегии, с учётом риска наводнения, соответствия социальным целям и затрат. Например, Kool et al. (14) работали в обратном направлении от порога инфраструктуры для повышения уровня моря в 30 см, после чего гравитационная ливневая система и система сточных вод должны быть заменены насосной системой. До этого момента затраты на новую систему, срок её службы и альтернативные издержки для сообщества необходимо было бы сопоставить с затратами и преимуществами варианта отступления, который помогает устранить текущие воздействия повышения уровня моря. Используя пути для соседних мест, они определили возможности для модернизации дренажной системы, чтобы выиграть время для взаимодействия с сообществом перед возможным отступлением. Такая стратегия, состоящая из последовательных шагов, может привести к выгодному переходу, который поддерживается сообществом.

Растущее число исследований (3, 5, 10, 15) даёт основы для разработки надёжных путей к отступлению от побережья: (i) раннее взаимодействие с затронутыми сообществами для формирования понимания их толерантности к риску, уязвимости и ценностей; (ii) улучшение политики и понимания общественностью более высоких уровней риска, чем в прошлом; (iii) заблаговременная разработка и участие в разработке механизмов и правил финансирования, которые могут позволить осуществить отступление; (iv) недопущение застройки в местах, признанных опасными и где существующие тенденции урбанизации могут быть обращены вспять с помощью зон без строительства и запрещённого землепользования; (v) рассмотрение мест для новых застроек или их проектирование для передвижения; и (vi) рассмотрение вопроса о том, вызовет ли выигрыш времени за счёт временного размещения, защиты или природоохранных мер более высокий риск и, следовательно, усугубление проблемы с течением времени, или эти подходы способствуют переходу к отступлению.

Необходимые факторы влияния неумолимого повышения уровня моря, которое будет продолжаться веками, означает, что для многих низколежащих прибрежных районов по всему миру отступление является неизбежным действием адаптации. Если адаптация запланирована сейчас и интегрирована с социальными, экономическими и культурными целями, упреждающие и динамичные пути к отступлению могут стать позитивным подходом к снижению прибрежных рисков и минимизации сожалений об инвестициях и социальной несправедливости.

Чтобы отступление считалось серьёзным вариантом и реализовывалось там, где это необходимо, существует ряд необходимых факторов, требующих дальнейшего внимания со стороны исследовательского и политического сообщества. К ним относятся: (i) лучшее понимание того, как повышение уровня моря представляет собой изменяющийся риск с течением времени, который требует перехода от статических к динамическим путям принятия решений, и как это влияние на сообщества в настоящее время, по сравнению с прошлым; (ii) улучшенное понимание того, что включает в себя управляемое отступление и как его можно организовать с течением времени посредством мониторинга и обмена опытом; (iii) разработка политики и правил, основанных на упреждающем планировании, поддерживаемом механизмами устойчивого финансирования; (iv) дальнейшая разработка аналитических методов, относящихся к изменяющимся рискам, таких как картирование сокращающегося пространства решений и определение того, потребуется ли и когда отступление; (v) дальнейшая оценка эффективности ряда адаптационных мер в условиях альтернативного будущего и того, как отступление может быть интегрировано с более широкими социальными целями; и (vi) усиление роли политического руководства в укреплении доверия в обществе при подготовке к управляемому отступлению и внедрение механизмов приверженности для поддержания долгосрочных динамических подходов к снижению рисков повышения уровня моря.

Примечательно, что разработка и реализация любого пути отступления фундаментально зависит от прошлой истории прибрежных рисков; текущая ситуация (управление, прибрежная стратегия, наблюдаемые воздействия, индивидуальные и институциональные ценности и отношение к рискам, связанным с климатом); предполагаемое будущее; а также когда и при каких условиях появляются возможности и ограничения адаптации. Независимо от контекста, становится всё более очевидным, что сокращающееся пространство решений для адаптации в низколежащих прибрежных районах требует долгосрочного динамического планирования путей уже сейчас.

Литература

1. M. Oppenheimer et al., “Sea level rise and implications for low-lying islands, coasts and communities” in IPCC Special Report on the Ocean and Cryosphere in a Changing Climate, H.-O. Pörtner et al., Eds. (IPCC, 2019).
2. A. Levermann et al., Proc. Natl. Acad. Sci. U.S.A. 110, 13745 (2013).
3. A. R. Siders, M. Hino, K. J. Mach, Science 365, 761 (2019).
4. K. J. Mach et al., Sci. Adv. 5, eaax8995 (2019).
5. J. Lawrence et al., Curr. Clim. Change Rep. 6, 66 (2020).
6. M. Haasnoot et al., Environ. Res. Lett. 15, 034007 (2020).
7. M. Haasnoot, J. H. Kwakkel, W. E. Walker, J. ter Maat, Glob. Environ. Change 23, 485 (2013).
8. J. Obeysekera, M. Haasnoot, R. Lempert, US CLIVAR Variations 18, 1 (2020).
9. S. A. Stephens, R. G. Bell, J. Lawrence, Environ. Res. Lett. 13, 104004 (2018).
10. M. Hino, C. B. Field, K. J. Mach, Nat. Clim. Change 7, 364 (2017).
11. C. Hanna, I. White, B. Glavovic, Sustainability 12, 736 (2020).
12. J. See, B. Wilmsen, Glob. Environ. Change 65, 102188 (2020).
13. J. Connell, Aust. Geogr. 43, 127 (2012).
14. R. Kool, J. Lawrence, M. Drews, R. Bell, Infrastructures 5, 92 (2020).
15. A. K. Magnan, V. K. E. Duvat, Reg. Environ. Change 20, 119 (2020)

Ссылка: https://science.sciencemag.org/content/372/6548/1287

Печать

Science: Переосмысление стратегического управляемого отступления при адаптации к изменению климата

Человеческие общества трансформируются, чтобы бороться с изменением климата и другими факторами стресса. То, как они решат трансформироваться, будет зависеть от того, какие социальные ценности будут сделаны приоритетными. Управляемое отступление может сыграть важную роль в расширении диапазона возможных вариантов будущего, которых может достичь трансформация, и в формулировании ценностей, формирующих это будущее. Факт отступления вызывает напряжённость в отношении того, какие потери недопустимы и какие аспекты общества сохраняются, целенаправленно изменяются или могут измениться без посторонней помощи. Авторы объединили исследования по отступлению, трансформационной адаптации, климатическому ущербу и потерям, а также поддержке проектирования и принятия решений, чтобы составить дорожную карту для стратегического управляемого отступления. По сути, эта дорожная карта требует фундаментального переосмысления того, что означает стратегическое и управляемое отступление. Поднятые вопросы имеют отношение к науке об адаптации и обществам, выходящим далеко за рамки отступления.

Ссылка: https://science.sciencemag.org/content/372/6548/1294

Печать

Nature Communications: Межмодельные различия в отклике Атлантической термохалинной меридиональной циркуляции на прогнозируемые изменения климата

При моделировании будущего изменения климата прогнозируется ослабление атлантической термохалинной меридиональной циркуляции (АТМЦ). Однако последствия этого ослабления по сравнению с другими изменениями ещё предстоит определить. Авторы решают эту проблему, анализируя 30 идеализированных модельных расчётов резкого роста атмосферного содержания СО2 (4xCO2). Обнаружено, что модели, показывающие большой спад АТМЦ, демонстрируют минимальное потепление в Северной Атлантике, смещение на юг зоны межтропической конвергенции и смещение к полюсу струйных течений средних широт. Изменения в результатах моделей с меньшим снижением АТМЦ кардинально отличаются: в Северной Атлантике наблюдается относительно большее потепление, реакция осадков демонстрирует картину, когда влажные участки становятся ещё более влажными, а сухие суше, и есть меньшие смещения струйных течений средних широт. Это исследование показывает, что АТМЦ является основным источником неопределённости в межмодельных оценках, и необходимы дальнейшие усилия по наблюдениям, чтобы ограничить реакцию АТМЦ на изменение климата в будущем.

Ссылка: https://www.nature.com/articles/s41467-021-24015-w

Печать

Nature Climate Change: Использование наблюдений для оценки облачной обратной связи помогает снизить чувствительность модельного климата

Глобальные климатические модели предсказывают потепление в ответ на увеличение концентрации парниковых газов, отчасти из-за уменьшения тропической облачности нижнего яруса и её отражательной способности. Авторы использовали спутниковые наблюдения, позволяющие отличить слоисто-кучевые облака от тонких кучевых облаков, чтобы отдельно оценить их чувствительность к потеплению и ограничить вклад в обратную связь тропической низкой облачности. Они нашли обратную связь облаков нижнего яруса, полученную в результате наблюдений, в два раза меньше, чем считалось ранее. Мелкие кучевые облака нечувствительны к потеплению, тогда как глобальные климатические модели демонстрируют их большую положительную обратную связь. Слоисто-кучевые облака, напротив, демонстрируют чувствительность к потеплению и мощности тропического инверсионного слоя, контролируемую градиентом температуры поверхности в тропической части Тихого океана. Модели не могут воспроизвести исторические тренды градиента температуры поверхности моря и, следовательно, изменения мощности инверсии, что приводит к завышению положительной обратной связи слоисто-кучевых облаков. Таким образом, продолжающееся слабое потепление в восточной части Тихого океана вызовет более слабую обратную связь при низкой облачности и повлечёт за собой более умеренную чувствительность климата (3,47 ± 0,33 K), чем предсказывают многие модели.

Ссылка: https://www.nature.com/articles/s41558-020-00970-y

Печать

Опубликован отчёт «Экономика Севера - ECONOR 2020», завершающий работу над проектом «ECONOR IV»

Цель отчёта - представить всесторонний обзор экономики приполярной Арктики, включая традиционную производственную деятельность коренных народов. Отчёт подготовлен в рамках проекта ECONOR IV, осуществляемого Рабочей группой по устойчивому развитию (SDWG) Арктического совета. Проект ECONOR IV осуществлялся с Норвегией в качестве ведущей страны, Канадой и США в качестве соруководителей среди арктических государств и Советом саамов в качестве соруководителя среди постоянных участников. «Экономика Севера - ECONOR 2020» является результатом работы экспертов и исследователей ECONOR из национальных регионов. статистических управлений и академических институтов, расположенных по всей Арктике.

Данные были получены из многих источников. Хотя отчет является результатом участия всей сети ECONOR, отдельные главы носят имена авторов. Статистическое управление Норвегии организовало редакционную группу, которая собирала и редактировала материалы, полученные от сети проекта. В разделе «Национальные счета» представлены данные, включая данные о создании стоимости в морских районах, в разделах «Статистика экономического цикла» и «Структурная бизнес-статистика» представлена ​​статистика Шпицбергена, а в разделе «Статистика населения» представлена ​​статистика саамов. В ряде разделов нашли отражение отклики экономики северных стран на современные антропогенные изменения климата.

«Экономика Севера - ECONOR 2020» обновляет временные ряды предыдущих отчётов ECONOR. Настоящий отчёт является новаторским в ​​том смысле, что путь, намеченный в первых трех отчётах ECONOR («Экономика Севера», «Экономика Севера 2008 г.» и «Экономика Севера 2015 г.»), всё ещё остается относительно неосуществлённым, с проблемами статистического и концептуального анализа и необходимостью развития партнёрских отношений.

«Экономика Севера - ECONOR 2020» и предыдущие отчёты ECONOR доступны на сайте www.ssb.no. Проект ECONOR IV был одобрен Рабочей группой Арктического совета по устойчивому развитию. Отчёт по проекту был подготовлен командой проекта и не обязательно отражает политику или позицию какого-либо арктического государства, постоянного участника или наблюдателя Арктического совета.

Ссылка: https://oaarchive.arctic-council.org/handle/11374/2611

Печать

Nature Scientific Reports: Водные, энергетические и климатические преимущества озеленения городов по всей Европе при различных климатических сценариях

Озеленение - это эффективный вариант смягчения последствий изменения климата в городских районах. В этом материале представлена количественная оценка в масштабах Европейского Союза (ЕС) преимуществ озеленения с точки зрения доступности экологически чистой воды, снижения затрат на охлаждение и связывания CO2 из атмосферы для различных климатических сценариев. Результаты показывают: озеленение 35% городской поверхности ЕС (т.е. более 26000 км2) позволит избежать выбросов парниковых газов до 55,8 млн тонн в год в эквиваленте CO2, что снизит потребность в энергии для охлаждения зданий летом до 92 ТВтч. в год с чистой приведённой стоимостью более 364 миллиардов евро. Также будет выделяться около 10 км3 / год дождевой воды, превращая в экологически чистую («зелёную») воду около 17,5% «голубой» воды (которая в настоящее время является городским стоком), помогая снизить загрязнение принимающих водоёмов и затопление городов. Озеленение городских поверхностей снизило бы их летнюю температуру на 2,5–6°C, а уменьшение эффекта городского острова тепла, по оценкам, принесло бы чистую приведённую стоимость в 221 миллиард евро за период в 40 лет. Полученные в денежном выражении выгоды покрывают менее половины предполагаемых затрат на озеленение, имея чистую приведённую стоимость в 1323 млрд евро за тот же период. За вычетом монетизированных выгод стоимость озеленения 26 000 км2 городских территорий в Европе оценивается примерно в 60 евро в год на одного европейского городского жителя. Дополнительные преимущества городского озеленения, связанные с биоразнообразием, качеством воды, здоровьем, благополучием и другими аспектами, хотя и не монетизированы в этом исследовании, могут стоить таких дополнительных затрат. В этом случае городское озеленение представляет собой многофункциональное, беспроигрышное и экономичное решение.

Ссылка: https://www.nature.com/articles/s41598-021-88141-7

Печать

npj climate and atmospheric science: Глобальная климатология и тенденции в конвективных средах по данным ERA5 и радиозондирования

Во всём мире при грозах выпадает значительная часть осадков, а в средних широтах часто возникают экстремальные погодные условия, включая сильный град, торнадо и разрушительные ветры. Несмотря на это остаётся неясным, как изменилась глобальная частота гроз и связанных с ними опасных явлений за последние четыре десятилетия. Широкомасштабная диагностика с помощью глобальных климатических моделей позволяет предположить, что частота гроз и их интенсивность, вероятно, увеличатся в будущем. Авторы показывают, что согласно ERA5 доступная конвективная потенциальная энергия и конвективные осадки уменьшились в тропиках и субтропиках с одновременным увеличением сдвига ветра на 0–6 км. Напротив, наблюдения с помощью прямого зондирования рисуют иную картину в средних широтах с увеличением доступной конвективной потенциальной энергии и значительным уменьшением сдвига ветра. Различия в тенденциях и разногласия между ERA5 и радиозондированием, наблюдаемые в некоторых регионах, предполагают, что результаты следует интерпретировать с осторожностью, особенно для доступной конвективной потенциальной энергии и конвективных осадков в тропиках, где неопределённость является самой высокой, а надёжные долгосрочные наблюдения с использованием радиозондов отсутствуют.

Ссылка: https://www.nature.com/articles/s41612-021-00190-x

Печать

Рамблер: Борьба с климат-кризисом бессмысленна без заботы о биоразнообразии

Проблемы климатического кризиса и сокращения биоразнообразия связаны намного сильнее, чем предполагалось раньше. Их невозможно эффективно решать отдельно друг от друга, сообщили
The New York Times со ссылкой на совместный отчет Межправительственной группы экспертов по изменению климата (IPPC) и Межправительственной научно-политической платформы по биоразнообразию и экосистемным проектам (IPEBS).

Авторы исследования отмечают, что оба направления долгое время существовали порознь — одни специалисты занимались борьбой с глобальным потеплением, а другие пытались предотвратить разрушение экосистем из-за человеческого влияния. В последние годы угроза климат-кризиса вышла на первый план. Некоторые меры по противодействию ему привели к неожиданным последствиям.

Исследователи привели в пример бразильский регион Серрадо, где часть саванны засадили большим количеством сосен и эвкалиптов ради восстановления лесов. Распространение этих деревьев нанесло ущерб биоразнообразию и подорвало локальную экосистему, что, в свою очередь, ударило по укладу жизни коренного населения.

По словам ученых, природные резервы Земли физически не способны компенсировать текущий объем парниковых выбросов, даже если покрыть деревьями всю нашу планету. Поэтому первоочередной задачей людей становится сокращение углеродной эмиссии. Наряду с этим все климатические проекты должны включать в себя меры по сохранению экологии.

В качестве примеров эксперты предложили окружать солнечные электростанции садами и пастбищами. Еще одной позитивной моделью может стать опыт Сенегала, где местные жители восстановили мангровые заросли на прибрежной территории. Это укрепило береговую линию и повысило уловы. В обновленные воды вернулись дельфины и около 20 видов рыб.

Напомним, ранее в ООН заявили о необходимости восстановить 1 млрд гектаров земли в течение 10 лет. Это поможет предотвратить масштабное разрушение биосистем.

Ссылка: https://news.rambler.ru/weather/46606957-borba-s-klimat-krizisom-bessmyslenna-bez-zaboty-o-bioraznoobrazii-issledovanie-novosti-1-11-06-2021/

Печать

Nature Communications: Ограниченное применение отражающих поверхностей может уменьшить тепловое загрязнение города

Повышенная температура воздуха в городских кварталах, обусловленная эффектом городского острова тепла, - это форма теплового загрязнения, вызывающего тепловой дискомфорт, повышенное потребление энергии и ухудшающего здоровье населения. Меры по смягчению последствий могут быть дорогостоящими, при этом необходимо получить максимальную выгоду от ограниченных ресурсов. Авторы показали, что значительного снижения воздействия можно добиться за счёт ограниченного применения отражающих поверхностей. Они использовали численную гидродинамическую модель для определения температуры воздуха в являющейся прототипом окрестности для различных направлений ветра, конфигураций зданий и частичного применения отражающих поверхностей. Несмотря на то, что отражающие поверхности уменьшают тепловое загрязнение, их эффективность по отношению к стоимости зависит от пространственного распределения. Хотя расположенные ниже по потоку части подвергаются наибольшему тепловому загрязнению, использование отражающих поверхностей в верхних частях более эффективно по соотношению «цена-качество» по сравнению с частями, находящимися ниже по потоку.

Ссылка: https://www.nature.com/articles/s41467-021-23634-7

Печать

Будущее метеорологического и климатического обслуживания

ВМО провела диалог на высшем уровне о будущем прогнозирования погоды и климата в рамках своего постоянного стремления к укреплению сотрудничества и взаимодействия государственного и частного секторов в целях поддержки адаптации к изменению климата, устойчивого развития и повышения устойчивости.

Вторая сессия на высшем уровне Открытой консультативной платформы, состоявшаяся виртуально 26-27 мая, была сосредоточена на двух приоритетных крупных задачах: будущее прогнозирования погоды и климата; и меняющиеся роли и обязанности - будущее национальных метеорологических и гидрологических служб (НМГС).

Она была организована Генеральным секретарем ВМО проф. Петтери Тааласом (Petteri Taalas) и президентом ВМО проф. Герхардом Адрианом (Gerhard Adrian) и собрала вместе руководителей НМГС, частных компаний, поставщиков метеорологического оборудования, представителей исследовательского сообщества и академических кругов.

Спрос на информацию о погоде и прогнозах климата стремительно рос в течение последнего десятилетия и будет расти ещё быстрее в ближайшие годы в связи с усилением экстремальных погодных, климатических, гидрологических и других экологических рисков.

В создании и предоставлении этих услуг произошла революция, благодаря появлению суперкомпьютеров, спутниковых технологий и технологий дистанционного зондирования, интеллектуальных мобильных устройств. Растущая доля этих инноваций пришла из частного сектора. В то же время прогрессу препятствуют сохраняющиеся пробелы в основной системе наблюдений.

«Несомненно, 2020-е годы принесут значительные изменения в сообщество метеорологов, климатологов и гидрологов: благодаря, с одной стороны, быстрому развитию науки и технологий, а, с другой, быстро меняющейся картине заинтересованных сторон с развивающимися возможностями и ролями», - говорит Генеральный секретарь ВМО проф. Петтери Таалас.

«Такие изменения повлияют на то, как составляются и используются прогнозы погоды и климата», - говорит он.

Будущее прогнозирования погоды:

Д-р Жильбер Брюне (Gilbert Brunet), председатель Научно-консультативной группы ВМО (Scientific Advisory Panel, SAP) и главный научный сотрудник Австралийского Метеорологического Бюро, представил новую Белую статью о будущем прогнозирования погоды и климата. В Белой статье прослеживается развитие метеорологической службы и рассматриваются проблемы и возможности ближайшего десятилетия. В ней исследуются три всеобъемлющих компонента инновационного цикла: инфраструктура, исследования и разработки и эксплуатация. Это будет способствовать появлению нового поколения метеорологического и климатического обслуживания, которое поможет людям, бизнесу и правительствам эффективнее снижать риски, сокращать убытки и реализовывать возможности на основе нового интеллекта, состоящего из высокоточных и надёжных прогнозов и предсказаний», - говорится в Белой статье. По словам д-ра Брюне, основные структуры прогнозирования существенно не изменятся в ближайшее десятилетие, но мы увидим заметные сдвиги в ролях и требованиях к производительности.

  • Международное сотрудничество на государственном уровне продолжит оставаться основным фактором. ВМО следует значительно активизировать свои усилия по координации и продвижению международных НИОКР.
  • На национальном уровне НМГС необходимо больше участвовать в инициативах по моделированию и данным на уровне сообществ, а также в консорциумах НИОКР. Следует признать и продвигать важность тесного сотрудничества с пользователями и возможности использования сотрудничества и взаимодействия государственного и частного секторов.
  • ВМО должна и впредь быть основой наращивания потенциала и предоставлять численные прогнозы для различных глобальных и региональных провайдеров.

Правительствам необходимо поддерживать и в идеале ускорять государственные инвестиции в глобальную систему наблюдений и суперкомпьютерные возможности, которые имеют основополагающее значение для сотрудничества.

Развитие / улучшение климатических моделей должно соответствовать стратегии прогнозирования погоды. По словам д-ра Брюне, в этом контексте возможна и желательна унифицированная система единой модели в различных временных масштабах (прогнозы от текущей погоды до столетия) и пространственных масштабах (от конвективного масштаба до моделирования климатической системы Земли).

Д-р Флоранс Рабье (Florence Rabier), генеральный директор Европейского центра среднесрочных прогнозов погоды, подчеркнула огромный потенциал моделирования системы Земля.

Для этого потребуются крупные технологические разработки в области высокопроизводительных вычислений, облачных технологий, искусственного интеллекта и машинного обучения, а также больше наблюдений со спутников, с привлечением частных компаний.

По словам д-ра Рабье, для постепенного развития таких разработок необходимы более тесные партнерские отношения между государствами-членами ВМО, научными кругами и бизнесом.

Д-р Кевин Петти (Kevin Petty), директор по науке и прогнозированию, а также частно-государственному партнерству The Weather Company, IBM, обсудил Систему глобального прогнозирования атмосферы с высоким разрешением (GRAF): улучшение численного прогнозирования погоды посредством стратегического партнерства. Стратегическое партнерство - эффективный и действенный способ достижения целей и задач, особенно в сжатых временных рамках, и потенциально может открыть дверь для других возможностей сотрудничества. Они должны строиться вокруг общей цели, даже если мотивация каждого партнера может немного отличаться. Привлечение правильных партнеров имеет важное значение в любом начинании; По его словам, не следует прилагать усилий для принуждения.

Меняющиеся роли и обязанности - будущее национальных метеорологических и гидрологических служб

Хотя национальные метеорологические и гидрологические службы во всех 193 странах-членах ВМО по-прежнему являются государственными организациями, назначенными правительствами для предоставления метеорологического и связанного с ним обслуживания, в последние десятилетия в бизнес прогнозирования погоды вошли многие другие поставщики, включая межправительственные организации, такие как Европейский центр среднесрочных прогнозов погоды, компании частного сектора и академические учреждения.

  • Десятилетие 2021-2030 гг.: Предусмотрены значительные изменения в ролях и деятельности всех заинтересованных сторон в области погоды и климата, включая НМГС.
  • Вопрос о ролях и обязанностях НМГС является центральным вопросом, который мы должны постоянно обсуждать.
  • НМГС необходимо стать более ориентированными на общество.
  • Большое разнообразие правовых и институциональных рамок, в соответствии с которыми НМГС создаются и действуют в разных странах, сохранится, не будет «единой меры».
  • Общей проблемой для НМГС будет то, как взаимодействовать с другими заинтересованными сторонами в многосекторном предприятии, которое будет лучше служить обществу и использовать имеющиеся ресурсы.
  • Готовящаяся к выпуску Белая статья Открытой консультативной платформы «Будущее национальных метеорологических и гидрологических служб» попытается решить эти проблемы и предоставить руководящие сценарии для среднесрочного и долгосрочного планирования лицами, принимающими решения.

Г-жа Марианна Тирринг (Marianne Thyrring), Постоянный представитель Дании при ВМО, подчеркнула необходимость смещения фокуса DMI (Датский метеорологический институт) с ориентированного на продукт, ориентированный на общество и его роль в распространении данных, сделав данные DMI открытыми и бесплатными для всех.

Проф. Мансур Бако Матазу (Mansur Bako Matazu), Постоянный представитель Нигерии при ВМО, поделился опытом Нигерийского метеорологического агентства, NiMet, с государственно-частными партнерствами в области метеорологического и климатического обслуживания. По его словам, НМГС не могут продолжать полагаться только на себя, учитывая, что государственное финансирование для обеспечения метеорологической инфраструктуры не является устойчивым. Сегодня метеорологическое подразделение - это глобальное государственно-частное партнерство, которое может помочь устранить недостатки инфраструктуры. По его словам, при надлежащей поддержке правовых и других рамок метеорологические подразделения могут приносить существенные потоки доходов НМГС:

Наоюки Хасегава (Naoyuki Hasegawa), Постоянный представитель Японии при ВМО, со своим коллегой Масанори Обаяси (Masanori Obayashi) объяснили, как Закон о метеорологической службе возлагает ответственность на Японское Метеорологическое Агентство не только за его операции, но и за всю систему в масштабах страны. Японское Метеорологическое Агентство способствует дальнейшему использованию метеорологических данных и услуг в экономической и социальной деятельности посредством таких инициатив, как Weather Business Consortium, работая над улучшением своих собственных государственных услуг в сотрудничестве с частным и академическим секторами. По его словам, для разностороннего реагирования на быстро меняющуюся социальную среду и научные технологии жизненно важно содействовать вовлечению заинтересованных сторон посредством непрерывного диалога и взаимопонимания.

Открытая консультативная платформа была запущена в 2019 году в результате знаковой «Женевской декларации: построение сообщества для действий в области погоды, климата и воды», которая была одобрена Всемирным метеорологическим конгрессом в 2019 году.

Женевская декларация (2019) подчёркивает «необходимость укрепления всей цепочки создания стоимости метеорологического, климатического и гидрологического обслуживания - от получения и обмена данными наблюдений и информации до обработки данных и прогнозирования, а также предоставления обслуживания - для удовлетворения растущих потребностей общества», и указывает на «развивающиеся возможности и растущее участие частного сектора во всех звеньях производственно-сбытовой цепочки и ускорении инноваций».

Ссылка: https://public.wmo.int/en/media/news/future-of-weather-and-climate-services

Печать