Климатический центр Росгидромета

Новости партнеров

В Марокко обсудят новые климатические правила

Сегодня в Марракеше (Марокко) начинается очередная двухнедельная сессия климатических переговоров ООН. Тем временем уже в минувшую пятницу новое глобальное климатическое соглашение, утвержденное странами в прошлом году в Париже, вступило в силу. В результате, как ожидается, основная работа в Марокко будет сконцентрирована на проработке правил Парижского соглашения. РФ пока планирует ратификацию на 2019–2020 годы, притом что внутри страны продолжаются дискуссии об опасностях нового международного климатического режима для российского бизнеса.
По состоянию на 4 ноября Парижское соглашение (ПС) ратифицировали уже 100 стран мира, ответственных за почти 70% глобальных эмиссий парниковых газов, среди них: Китай, США, ЕС, ЮАР, Канада, Индия, Бразилия. Среди крупных стран-эмитентов, пока не ратифицировавших соглашение,— РФ (пятое место по выбросам в мире), Австралия, Япония. В результате, так как порог в 55% стран, ответственных за 55% глобальных выбросов, был пройден еще в начале октября, в минувшую пятницу новый климатический договор вступил в силу и стал юридически обязательным документом для его участников.
Реализация ПС начнется после 2020 года — до этого будет действовать вторая фаза обязательств по Киотскому протоколу. В то же время в рамках климатических конференций ООН представители стран будут вырабатывать конкретные правила реализации нового климатического договора. «Правила будут направлены на обеспечение полноты и прозрачности отчетности стран — больших задач не ставится, так как ПС не содержит ни квот на выбросы, ни системы платежей»,— сказал “Ъ” руководитель программы «Климат и энергетика» WWF России Алексей Кокорин. Напомним, что в соответствии с правилами ПС страны самостоятельно предоставляют цели снижения выбросов парниковых газов, которые необходимо обновлять каждые пять лет, одновременно разрабатывая планы долгосрочного низкоуглеродного развития и программы адаптации к изменению климата.
Опубликованные в конце прошлой недели данные исследования Программы ООН по окружающей среде (UNEP) свидетельствуют о том, что цели снижения выбросов, предоставленные странами, пока выводят мир на объем выбросов 54–56 гигатонн (Гт) СО2-эквивалента (или на повышение температуры порядка 2,9–3,4°C) к 2030 году, что значительно выше уровня в 42 Гт, который необходим для ограничения повышения температуры в пределах 2°C (текущий уровень выбросов — около 50 Гт). В результате ООН призывает еще дальше снижать объявленные странами уровни парниковых газов — как минимум на четверть.
Напомним, что уровень содержания парниковых газов в атмосфере пока продолжает расти — так, по данным октябрьского отчета Всемирной метеорологический организации, содержание СО2 в атмосфере превысило 400 частиц на 1 млн первый раз в истории человечества, 2015-й стал самым жарким годом за весь период метеонаблюдений, ряд месяцев 2016 года также оказался самым теплым из когда-либо зарегистрированных. На этом фоне глобально уровень выбросов парниковых газов не растет уже два года подряд, главным образом из-за снижения использования угля в Китае и США, а также развития возобновляемой энергетики в мире. Кроме того, последние два месяца были крайне успешны в плане международных договоренностей о дальнейшем снижении выбросов парниковых газов. Кроме вступления в силу ПС страны также договорились о постепенном выведении из промышленных процессов гидрофторуглеродов, также являющихся сильнодействующими парниковыми газами, приняв поправку к Монреальскому протоколу. Одновременно в рамках Международной организации гражданской авиации была достигнута договоренность по снижению выбросов от международных авиаперевозок (см. «Власть» от 24 октября).
Все большее развитие в последнее время получают и субнациональные климатические инициативы (на уровне городов, регионов, компаний, бизнес-ассоциаций) — вопросы интеграции их в деятельность по соглашению на уровне ООН также будут обсуждаться в Марокко. Так, по данным последнего исследования Всемирного банка, сейчас более 40 стран и более 20 городов, штатов и регионов уже установили «цену на углерод» — либо в форме углеродного налога, либо в виде углеродного рынка.
Тем временем в РФ перспективы ратификации и введения углеродного регулирования по-прежнему являются основой для опасений со стороны бизнеса. Так, по данным «Интерфакса», на днях Союз нефтегазопромышленников России выступил против «дополнительной финансовой нагрузки на базовые отрасли экономики РФ в рамках Парижского климатического соглашения», отправив письмо вице-премьеру Александру Хлопонину. Одновременно с этим также на прошлой неделе в Общественной палате РФ обсуждали риски Парижского климатического соглашения для экономического развития страны.
«Риски для российской экономики от нового климатического соглашения есть, прежде всего в области планов российских компаний по экспорту энергетических углей на азиатский рынок, но они никак не связаны с ратификацией ПС, которое, по сути, не налагает никаких обязательств на страну: все обязательства и планы по нему добровольны»,— поясняет Алексей Кокорин. С ним согласен и Михаил Юлкин из РСПП, считающий: «Мир ясно сказал, что не хочет больше ископаемого топлива, а хочет нулевых (или даже отрицательных) выбросов. И мы уже ничего поделать не можем: ратифицируем мы ПС или нет, спрос на ископаемое топлива все равно в долгосрочной перспективе будет падать, и, значит, нам предстоит найти свое место в новой низкоуглеродной глобальной экономике, для чего нашей собственной экономике придется “позеленеть”».
Впрочем, по мнению эксперта, ратификация ПС также нужна, чтобы иметь возможность участвовать на равных в выработке международных механизмов реализации нового климатического соглашения. Отметим, что, по данным “Ъ”, в РФ план мер по реализации Парижского соглашения по-прежнему находится в аппарате правительства и может быть подписан уже в ближайшее время. В числе действий, перечисленных в документе,— оценка социально-экономических последствий ПС для российской экономики, разработка стратегии низкоуглеродного развития, а также национального плана адаптации к изменению климата. Однако по информации редакции, ратификация соглашения пока не запланирована ранее 2019–2020 годов.
В рамках конференции в Марокко ожидаются два российских мероприятия: 9 ноября представители коренных народов будут рассказывать о негативных последствиях изменения климата для арктических регионов страны, а 17 ноября участники Российского партнерства за сохранение климата представят действия российского бизнеса по снижению выбросов парниковых газов. “Ъ” будет следить за развитием событий.

Подробнее: http://www.kommersant.ru/doc/3135708

Печать

Санкт-Петербург создает стратегию климатической адаптации

Изменение климата долго не воспринималось в России в качестве серьезной проблемы. Теперь, когда его последствия становятся все более очевидными, возникает необходимость создания программ адаптации наиболее уязвимых регионов.
Санкт-Петербург испытывает серьезное воздействие последствий таких изменений. Город теряет берега и пляжи, а угрозы подтопления поверхностными и грунтовыми водами нарастают из-за повышения уровня моря. Эти процессы создают существенные риски для жилой, транспортной и инженерной инфраструктуры второго крупнейшего города в РФ. Администрация города начала разработку стратегии климатической адаптации, чтобы создать единую систему управления климатическими рисками и интегрировать «климатический фактор» в планы городского развития.
На протяжении многих лет российские ученые высказывали сомнения в том, что глобальное потепление действительно происходит, а политики шутили по поводу того, что благодаря повышению температуры в РФ станет возможно выращивать бананы в тундре. Но последние годы принесли с собой ряд катастроф, в той или иной степени связанных с глобальными климатическими изменениями. Лесные пожары и засухи лета 2010 года привели более чем к 1 тыс. дополнительных смертельных случаев в Москве. Катастрофическое наводнение в Крымске летом 2012 года, когда погиб 171 человек, также было отчасти вызвано повышением температуры Черного моря. Этим летом вспышка сибирской язвы на полуострове Ямал привела к смерти человека и эпидемии болезни среди северных оленей. Более 2,5 тыс. животных было уничтожено, многие семьи коренных жителей региона потеряли свои стада и были переселены. Основная версия причины трагедии — крайне жаркое лето в Сибири, приведшее к оттаиванию скотомогильников. Дальнейшие последствия изменения климата для РФ включают в себя рост числа площадей лесных пожаров в Сибири и на Дальнем Востоке, а также прорывы метана и образование кратеров на Ямале, в Ямало-Ненецком автономном округе и на полуострове Таймыр.
«Российская Арктика, Дальний Восток, юг России и город Санкт-Петербург будут наиболее подвержены негативным последствиям изменения климата уже в этом веке»,— считает директор программы «Климат и энергетика» WWF России Алексей Кокорин. Эксперт полагает, что необходимо срочно разработать федеральную и региональные программы адаптации и учитывать прогнозы изменения климата в планировании регионального и городского развития.
Санкт-Петербург — один из первых регионов в РФ, занимающийся созданием стратегии адаптации к климатическим изменениям. Историческая часть города защищена от повышения уровня моря дамбой (комплексом защитных сооружений), введенной в действие в 2011 году. Тем не менее рост уровня моря (от 1 мм до 2 мм в год), разрушение и отступление берегов на прибрежных территориях (в среднем на 50 см в год), риски подтопления грунтовыми водами, учащение наводнений создают серьезные угрозы для стареющей жилой, транспортной и инженерной инфраструктуры города. На протяжении последних трех лет комитет по природопользованию администрации Петербурга разрабатывает стратегию климатической адаптации города, с тем чтобы помочь городскому хозяйству и жителям адаптироваться к негативным климатическим изменениям.
«Вместе с нашими партнерами из Финляндии, учитывая опыт других городов и регионов Балтийского моря, мы комплексно оценили риски для города и его жителей, разработали ряд рекомендаций для городского хозяйства и пытаемся интегрировать их в дальнейшую стратегию его развития»,— говорит Юлия Меньшова, возглавляющая проект со стороны комитета по природопользованию. По приводимым ею оценкам, затраты на внедрение «климатического фактора» в городскую экономику и планы развития города в 27 раз ниже потенциального ущерба, который изменение климата может нанести региону.
«Нам необходимо перепланировать приморские территории, в том числе, возможно, даже перенести часть зданий. Кроме того, нужно проводить эффективные берегозащитные мероприятия»,— отметил на заседании градостроительного совета города один из исследователей проекта профессор Санкт-Петербургского метеорологического университета Валерий Малинин. В наибольшей степени меры адаптации требуются для районов, расположенных вне дамбы, вдоль северного берега Финского залива. Нагонные волны наводнений отражаются от закрытой дамбы, усиливаются и обрушиваются на побережье. Местные жители (собственники коттеджей, домов отдыха, ресторанов) пытаются решать проблемы практически кустарными способами, прибегая к стихийным и жестким методам берегозащиты. Например, строятся волноотбойные стенки и заграждения. Эти конструкции не выдерживают сильных волн, особенно в период поздней осени и зимы, когда наводнения становятся более частыми и сильными, говорит Дарья Рябчук из Всероссийского научно-исследовательского геологического института им. А. П. Карпинского. Теплые зимы приводят к снижению площадей и толщины льда, который формируется на море. До недавнего времени это являлось естественным заграждением для разрушительных волн. По мнению эксперта, наиболее устойчивая концепция берегозащиты — досыпка пляжей и берегов песком (лучше всего волны гасятся именно на пологих песчаных пляжах) и дальнейшее укрепление берегов. По словам Юлии Меньшовой, в стратегию климатической адаптации Петербурга войдет и генеральная схема защиты берега его Курортного района, которая разрабатывается экспертами НИИ им. А. П. Карпинского.

Подробнее: http://www.kommersant.ru/doc/3132248

Печать

Росгидромет представил российский национальный кадастр антропогенных выбросов из источников и абсорбции поглотителями парниковых газов, не регулируемых Монреальским протоколом, за 1990-2014 гг.

Росгидромет представил в Секретариат Рамочной конвенции ООН об изменении климата очередной национальный кадастр антропогенных выбросов из источников и абсорбции поглотителями парниковых газов, не регулируемых Монреальским протоколом. Кадастр охватывает период 1990-2014 гг. и впервые учитывает выбросы и абсорбцию парниковых газов на территории Республики Крым и города Севастополя (за 2014 г.)
Согласно Национальному докладу о кадастре антропогенных выбросов из источников и абсорбции поглотителями парниковых газов, не регулируемых Монреальским протоколом, за 1990 – 2014 годы общий выброс парниковых газов, значительно снизился по сравнению с 1990 годом (на 45,7% с учетом сектора «Землепользование, изменения землепользования и лесное хозяйство» (ЗИЗЛХ), и на 29,7% - без учета).
Распределение вкладов в общий антропогенный выброс парниковых газов в России за 2014 г. по секторам представлено следующим образом: «Энергетика» - 82,7%, «Промышленные процессы и использование продукции» - 8,0%, «Сельское хозяйство» – 5,0%, «Отходы» - 4,2% Доминирующую роль в совокупном выбросе продолжают играть выбросы энергетического сектора. Основные выбросы связаны с добычей, первичной переработкой, транспортировкой и использованием природного топлива (нефть, природный и нефтяной (попутный) газы, уголь, торф и др.) и продуктов его переработки.

pdfНациональный доклад о кадастре часть 1 и часть 2

По материалам портала Росгидромета

Печать

Обзор новаций в климатической сфере

В мире практически одновременно произошли три важных события, способные в будущем изменить к лучшему экологическую ситуацию на планете. 4 ноября вступает в силу Парижское климатическое соглашение (подробнее об этом см. "Власть" N33 от 22 августа), две недели назад Международная организация гражданской авиации (ИКАО) решила, как именно снижать выбросы парниковых газов в области международных авиаперелетов, и, наконец, неделю назад были утверждены поправки к Монреальскому протоколу, регулирующему оборот озоноразрушающих веществ.

Подробнее:Коммерсант.ru

Печать

Сектору ветроэнергетики обещаны новые проекты

Ветроэнергетика, до последнего времени не пользующаяся популярностью у инвесторов, может получить новый толчок к развитию, следует из дискуссии на проходящем в Сколково конгрессе. "Роснано" объявило о планах создания международного консорциума и инвестициях в сектор, а Российское энергетическое агентство представило проект ветропарка на востоке страны, ориентированного на экспорт энергии в Китай. Вместе с тем развитию сектора по-прежнему мешают жесткие требования к локализации и правила расторжения договоров о предоставлении мощности, а также отсутствие крупных инвестиционных потоков в сектор.

По материалам портала Коммерсант.ru

Печать

Анатолий Чубайс: в бизнесе идет очень сложная дискуссия

В эксклюзивном интервью ТАСС председатель правления УК "РОСНАНО" Анатолий Чубайс рассказал о последствиях глобального потепления, сложной дискуссии между бизнесом и правительством РФ по вопросу ратификации Парижского соглашения ООН, предложениях РОСНАНО японской стороне и поделился мнением о состоянии и будущем российской экономики.

Начиная с прошлого года одной из самых важных тем в экологии является Парижское соглашение. Вы и тогда говорили о том, как это важно, эта тема затрагивалась президентами России, США и другими мировыми лидерами. Насколько велика вероятность ратификации этого соглашения в России?

Действительно, Россия это соглашение подписала, но еще не ратифицировала. Вице-премьер Хлопонин, официально прибыв в Нью-Йорк, этот документ подписал. На следующей неделе также ожидается, что его ратифицирует Евросоюз, и это означает, что оно вступает в силу.

Там нужно 55% глобальных эмитентов для того, чтобы оно вступило в силу, с Евросоюзом будет 60% — оно официально начнет работать. И вопрос российской ратификации уже не будет носить такого исторического характера в отличие, кстати, от Киотского протокола. Потому что Киотский протокол вступил в силу именно благодаря ратификации России.
Ситуация в этом смысле по политике сильно продвинулась вперед, но по реальностям российским она существенно осложнилась, потому что бизнес осознал, что это — тема серьезная, а не просто абстрактное обсуждение. И что государственное регулирование выбросов СО2 может закончиться какими-то элементами финансовой ответственности, поскольку страна взяла на себя обязательства снизить совокупный объем выбросов на 25% к 2020 году по отношению к 1990-му. Там есть разные сценарии, и при некоторых из них нам придется реально снижать объемы выбросов или по крайней мере замедлять темпы их роста.

То есть появились противники ратификации Парижского соглашения?

Да, появились оппоненты. В Российском союзе промышленников и предпринимателей (РСПП) была очень сложная дискуссия. РСПП принял документ, с которым я не согласен — и был единственным, проголосовавшим против этого документа. Сейчас начинается серьезная дискуссия в бизнесе о том, как правильно действовать правительству, потому что правительство поручило разработать план действий по исполнению подписанных соглашений. Вот то, что попадет в этот план, и есть сейчас предмет обсуждения бизнеса и правительства.
Здесь, конечно, не нужен радикализм, подходить к теме нужно взвешенно. И у России есть естественное преимущество, например, состоящее в том, что у нас по естественным причинам — спаду производства в 90-е годы — объем выбросов существенно сократился. Но тем не менее я считаю, что если страна взяла на себя обязательства, то, конечно, она должна их выполнять. И в целом это благородная миссия для человечества — Россия не должна быть в стороне от нее.

Почему эта тема так важна именно для вас? Вы постоянно поднимаете ее на различных международных крупных мероприятиях. С чем это связано?

Здесь есть производственный, но есть и личный фактор. Дело в том, что мы в этой теме давно — еще с Киотского протокола, со времен работы в РАО "ЕЭС", где был создан первый в России углеродный фонд. Тогда и мы этим занимались, и Герман Греф в министерстве экономики этим занимался всерьез — и верили в это, поддерживали ратификацию. Кстати говоря, Греф и сейчас вовлечен в эту тему. Мы не одни сегодня — вместе с нами Сбербанк, Росатом, "Русал". С точки зрения служебной, Парижское соглашение — это глобальный драйвер технологического обновления, и нам в РОСНАНО есть что предложить по этому поводу.

Но, помимо служебной логики, за этим стоит мое личное глубокое убеждение в двух вещах. Вещь номер один: проблема глобального потепления — это не просто реальность, а катастрофического масштаба вызов для человечества. И вторая: одной из фундаментальных причин глобального потепления является техногенный фактор. Это понятно просто на уровне здравого смысла, даже не на уровне высокой науки. Всего 250–300 лет назад человечество начало постепенно открывать для себя природные ископаемые и начало использовать их массово — сначала уголь, затем нефть, потом газ. А что такое "использование" угля, нефти, газа? Их, как известно, сжигают. В результате чего и образуется СО2. Это не есть отходы, это прямой химический результат горения углеводородов, когда мы получаем нужное нам тепло за счет химической реакции соединения углерода и кислорода.

Есть разные виды экологического загрязнения, мусора — вот это отходы. Фильтр поставил, построил мусоросжигательный завод и сократил их. А вот с СО2 так не получится, поскольку это не отходы, а прямой результат сжигания. Лучшее, над чем сегодня бьется человечество, — это CCS, технология улавливания СО2 и закачки в подземные хранилища, чудовищно дорогая и предельно неэффективная. И поскольку объемы использования нефти, угля и газа можно себе представить, даже не будучи экспертом, это означает, что человек вбрасывает в атмосферу такое гигантское количество СО2, которое никто и никогда на планете не выбрасывал. Поэтому очевидно, что антропогенный фактор здесь не может не сказаться. И если эти две предпосылки — глобальное потепление ведет к тяжелейшим последствиям и антропогенный фактор в нем играет колоссальную роль — верны, то это означает, что человечеству и надо за это браться, надо за это платить.

Проблема глобального потепления — это не просто реальность, а катастрофического масштаба вызов для человечества.

Есть наивные представления, что для России глобальное потепление означает теплую зиму и более жаркое лето. Но последствия процесса такого масштаба колоссальны. Мы это понимаем, когда слышим про смерч в Смоленске, наводнения в Приморье, град размером с яйцо на Кавказе или ледяной дождь в Подмосковье. Или вдруг на Ямале сибирская язва, которой там не было полвека, — откуда она взялась? А потому что там было аномально теплое лето, при котором вечная мерзлота разморозилась на полтора метра — такого никогда не было. И вирус, пролежавший десятилетия у погибших от сибирской язвы оленей, вдруг оживает и приводит к возрождению этого страшного заболевания. Десятки погибших, чуть ли не целый народ эвакуируют из зоны бедствия — последствия драматические. Проблемой занимаются все — от министра здравоохранения до Министерства обороны. Даже не МЧС, а Минобороны!

Так что последствия глобального потепления огромны — начиная от подъема уровня Мирового океана и кончая тяжелыми эпидемиями. Не видеть этого, забывать об этом, ждать, что само рассосется, наивно.

У нас на правительственном уровне есть осознание того, что существует прямая связь между глобальным потеплением и всеми этими негативными последствиями?

Конечно. Мне кажется, что у нас на правительственном уровне этого никто не отрицает. Вообще за последние лет 5–7 ситуация в научной элите сильно изменилась. Лет 10 назад 80% ученых считали, что глобальное потепление — это несерьезно. Но сегодня пропорция изменилась в прямо противоположную сторону.

Как стимулировать бизнес, и особенно противников сокращения выбросов, на то, чтобы он осознал всю важность ситуации?

Во-первых, у противников есть своя логика, которую надо понять и услышать. Она вовсе не является абсурдной или нелепой. У них есть целый ряд аргументов, которые нужно всерьез анализировать. В том числе касающихся порядка расчета поглощающей способности российских лесов и десятков других специальных вещей. Это первое — их надо услышать.

Второе: надо понимать, что для целого ряда бизнесов исполнение российских обязательств по Парижскому соглашению будет означать дополнительные затраты. И это вещь болезненная.

В-третьих, нужно понять, что для этих видов бизнеса речь идет о необходимости сравнить сценарии краткосрочные и долгосрочные. Да, в короткую перспективу появится необходимость заплатить. Предположим, что вы этого не сделаете — сумеете хитрыми способами доказать, что у вас все хорошо. Но рано или поздно будет создана всемирно признанная система мониторинга, и последствия своих отсталых технологий скрыть не удастся. И совершенно ясно, что мир начнет сам закрываться и вводить платежи для тех продуктов и технологий, которые связаны с высокими выбросами и воздействиями на климат. Это означает, что если вы сейчас сами этого не сделаете, то впоследствии будете просто отсечены от будущих рынков. Поэтому тут есть компонента предопределенности: кажется, что ты не заплатил и выиграл вкороткую, а вдолгую окажется, что ты сам свой бизнес загнал в тупик.

Я абсолютно убежден, что все будет развиваться именно по такому сценарию. Повторюсь, еще 7 лет назад это была позиция меньшинства, но сегодня это совершенно доминирующая позиция.

Последнее, но немаловажное соображение: у бизнесменов, кроме бизнеса и денег, что, конечно, важно, есть дети, а у некоторых и внуки. И о них надо подумать. В ходе сессии (на Международном форуме науки и технологии (STS) в Киото — прим. ТАСС) очень хорошее определение понятия "устойчивое развитие" привел председатель совета Shell: это такое развитие, при котором человечество может удовлетворять свои нужды, не подрывая при этом возможности удовлетворять нужды следующих поколений.

Вернуться домой и быть в состоянии объяснить внуку, что же будет с миром через 18 лет…

Совершенно верно, ровно об этом и идет речь. Но тут занять крайнюю позицию — значит своим собственным детям и внукам укорачивать жизнь.

Стоит также особенно отметить, что проблема глобального потепления — это не совсем экология. Есть два вида проблем, которые совершенно разные. Один вид — экологическая проблема, вредные выбросы в окружающую среду, загрязнения мусором и так далее. У них есть много свойств, но одно из них — локальность. Если ты мусор выбросил — вот он у тебя здесь лежит. А глобальное потепление — это история по природе своей другая. Вы можете в Токио или в Москве выбрасывать CO2, но от этого у вас ситуация в Токио и Москве не изменится. Она изменится на земном шаре в целом. То есть коварство и особенность этой проблемы в том, что она вообще не разрешима на локальном уровне. Либо человечество в целом за это берется, и тогда на всех ложится нагрузка, все стонут, все недовольны, но результат есть. Либо все станет только хуже. Но теперь дело дошло до денег, так что теперь все всерьез.

Раз уж зашел разговор о деньгах — как у РОСНАНО продвигается сотрудничество с японскими инвесторами? Понятно, что санкции Запада остаются, а в некоторых областях даже усиливаются. С другой стороны, с весны этого года на российско-японском фронте наблюдается небывалая активизация.

— В этом отношении на японском направлении мы действуем "по-японски". То есть очень долго, не торопясь, очень настойчиво. Даже в ситуации, когда не видим результатов, все равно продолжаем действовать. Чему вы, кстати, прямой свидетель. Сколько раз от России сюда (на STS-форум в Киото — прим. ТАСС) я вообще один приезжал. Сейчас же приезжает вице-премьер Аркадий Дворкович, вот Алексей Репик приехал — а значит, бизнес начинает как-то разворачиваться. Похоже, что настал момент, когда в политике, судя по тому, что говорил премьер-министр Синдзо Абэ во Владивостоке, судя по заявлениям президента Владимира Путина, у нас наметился поворот. Мы очень на это надеемся.

И, конечно же, к этому моменту, к этому "Христову дню" подготовили яичко. У нас есть соответствующие предложения, которые мы прорабатываем. Я обсуждал их сейчас с министром экономики, торговли и промышленности Хиросигэ Сэко, который также занимает пост министра по развитию экономического сотрудничества с Россией.

Надеюсь, что он в ноябре приедет в Москву, там у него будет комиссия с Улюкаевым. Сейчас уже идет обсуждение длинного списка проектов, в том числе и наших проектов, — надеемся, что в ноябре мы получим какие-то первые позитивные сигналы.

Как вы оцениваете действия экономического блока правительства в сложившихся тяжелых условиях — имея в виду западные санкции и резкое падение цен на нефть?

В целом неплохо — на фоне того, что могло бы быть, на фоне тех внешних шоков, перед которыми встала экономика России. Нефть, санкции, а к тому же, что очень важно, одновременно — такой двойной удар, тяжелый. Рассчитывать на то, что мы, невзирая ни на что, будем расти — нереально.

Отвечая на ваш вопрос, могу сказать, что в моем понимании экономические власти ответили здраво и адекватно. Но это только первая часть ответа. Дальше есть два блока действий, которые необходимы. Один из них макроэкономика, а другой — институциональные реформы.
По макроэкономике, где у нас лидирует Центробанк, мы получили важнейший положительный результат. В этом году инфляция в России будет меньше 6%. Это национальный рекорд: за 25 лет в России никогда такого не было. Председатель ЦБ публично заявил, что в будущем году цель — 4%.

Раз такие вещи говорятся публично, значит они говорятся всерьез, значит за ними целый набор серьезных действий. В этом смысле я считаю, что если в будущем году удастся достичь 4%, то это будет просто колоссальный прорыв. Что такое 4%-я инфляция для России, которая вообще такой низкой инфляции не видела никогда? Это, во-первых, радикальное увеличение доступности кредитов и их удешевление. Причем подчеркиваю, что и то, и другое вместе. Во-вторых — радикальное увеличение горизонта планирования. Сегодня, когда ты не можешь получить четырех-пяти-семилетний кредит, а завтра сможешь — это означает, что ты сможешь видеть свой бизнес в диапазоне 5–7 лет. Это фундаментально важная вещь. Даже для малого бизнеса, а уж для среднего и большого еще более важная.

Тот факт, что Россия до сих пор живет на "деньги Кудрина", наконец-то начинает осознаваться. Можете себе представить, что было бы, если бы их не было.

В этом смысле я бы сказал так: Центральный банк очень тонко и правильно воспользовался сложной экономической ситуацией. ЦБ сумел из кризиса на фоне стагнации и снижения ВВП извлечь снижение процентных ставок.

Дело за второй частью — институциональной реформой. Она абсолютно необходима. Но я вообще не знаю по мировому опыту стран, которые бы за 1,5 года до президентских выборов начинали реформы. Серьезные реформы всегда рискованны, всегда несут с собой неизбежный негатив. В этом смысле главная развилка — это 2018 год. Там есть точка принятия решений. В этом году никакой катастрофы в экономике я не жду — будет (падение ВВП) 0,7–0,8%, в будущем — рост на 0,5%. Ничего чудовищного в экономике и в будущем году не произойдет. Даже с учетом очень активно обсуждаемой сейчас темы исчерпания стабилизационного фонда. Во-первых, тот факт, что Россия до сих пор живет на "деньги Кудрина", наконец-то начинает осознаваться. Можете себе представить, что было бы, если бы их не было.

Вы имеете в виду средства, заложенные в стабилизационный фонд в то время, когда Алексей Кудрин занимал пост министра финансов?

Да, он же создал его. За что его ругали последними словами, объясняли, какие антинародные действия осуществляет министр финансов Кудрин. Что вместо того, чтобы деньги раздать или проинвестировать, он их неизвестно куда прячет, и так далее. Все это — бред, который на сегодня уже жизнью опровергнут. Россия должна сказать спасибо Кудрину за то, что он сделал. Причем это такая вещь, которая сработала и продолжает работать спустя много лет после его отставки с поста министра. Это первая мысль.

Вторая мысль: стабфонд вместе с резервным фондом действительно исчерпаются.

К какому моменту?

К 2017–2018 годам.

Что нужно делать? Нужно, конечно же, бюджетную политику под это подстраивать. Рассчитывать на радикальное снижение затрат бюджета не приходится — это мало реалистично. Доходы на фоне отсутствия экономического роста поднять невозможно — ну 0,5% ВВП максимум, ничего серьезного не сделаешь. Дальше есть фундаментальный способ финансирования бюджета, который называется долг. У РФ на сегодня долг — менее 14% ВВП. Один из самых лучших показателей в мире.

В Японии уже под 200%, в США — за 100%. Большинство европейских стран — за 100%. У нас — всего 14%. Конечно, не очень приятно, но катастрофы никакой нету. Нужно просто последовательно и спокойно это делать. Если вы заметили, Минфин недавно разместил еврооблигаций на €1,5 млрд — очень правильно сделали. Мы начинаем тестировать внешние рынки, внутренние рынки заимствований, на это придется пойти. И это реалистичный способ удержания бюджетной стабильности. Это неприятно, но никакой катастрофы с обрушением экономики не вызовет.

Беседовал Игорь Беляев

Подробнее на ТАСС

Печать

Уровень углекислого газа в атмосфере окончательно превысил 400 ppm

Концентрация углекислого газа в воздухе окончательно пробила психологическую отметку в 400 ppm. Чем это грозит, и почему уже поздно надеяться на растительность на Земле, рассказывает «Газета.Ru»
В сентябре 2016 года концентрация углескислого газа в атмосфере Земли преодолела психологически значимую отметку 400 ppm (долей на миллион). Это делает сомнительными планы развитых стран по недопущению повышения температуры на Земле более чем на 2°С.

Глобальное потепление – это повышение средней температуры климатической системы Земли. За период с 1906 по 2005 год средняя температура воздуха возле поверхности планеты выросла на 0.74 градуса Цельсия, причём темпы роста температуры во второй половине столетия примерно в два раза выше, чем за период в целом. За всё время наблюдений самым жарким считается 2015 год, когда все температурные показатели на 0.13 градуса превысили показатели 2014 года – предыдущего рекордсмена. В различных частях земного шара температуры меняются по-разному. С 1979 года температура над сушей выросла вдвое больше, чем над океаном. Объясняется это тем, что температура воздуха над океаном растёт медленнее из-за его большой теплоёмкости.

Основной причиной глобального потепления считается деятельность человека. Косвенными методами исследования было показано, что до 1850 года на протяжении одной или двух тысяч лет температура оставалась относительно стабильной, правда с некоторыми региональными флуктуациями.
Таким образом, начало климатических изменений практически совпадает с началом промышленной революции в большинстве западных стран. Основной причиной на сегодняшний день считаются выбросы парниковых газов. Дело в том, что часть энергии, которую планета Земля получает от Солнца, переизлучается обратно в космическое пространство в виде теплового излучения.

Парниковые газы затрудняют этот процесс, частично поглощая тепло и удерживая его в атмосфере.
Добавление в атмосферу парниковых газов ведёт к ещё большему разогреву атмосферы и росту температуры у поверхности планеты. Основные парниковые газы в атмосфере Земли это углекислый газ (СО2) и метан (СН4). В результате промышленной деятельности человечества в воздухе растёт концентрация именно этих газов, что приводит к ежегодному росту температуры.
Поскольку потепление климата угрожает буквально всему человечеству, в мире неоднократно принимаются попытки взять этот процесс под контроль. До 2012 года основным мировым соглашением о противодействии глобальному потеплению был Киотский протокол.

Он охватывал более 160 стран мира и покрывал 55% мировых выбросов парниковых газов. Однако после окончания первого этапа Киотского протокола страны-участники не смогли договориться о дальнейших действиях. Отчасти составлению второго этапа договора помешало то, что многие участники избегают применения бюджетного подхода для определения своих обязательств в отношении эмиссии СО2. Эмиссионный бюджет СО2 - количество выбросов за определённый период времени, который рассчитывается из температуры, которую участники не должны превысить.
Согласно решениям, принятым в Дурбане, никакое обязывающее климатическое соглашение не будет действовать до 2020 года, несмотря на необходимость срочно предпринять срочные усилия по сокращению эмиссии газа и снизить выбросы. Исследования показывают, что в настоящее время единственной возможностью обеспечить «разумную вероятность» ограничения потепления величиной 2 °C (характеризующей опасное изменение климата), будет ограничение экономик развитых стран и их переход к стратегии антироста.

И вот в сентябре 2016 года, по данным обсерватории Мауна-Лоа, был преодолён очередной психологический барьер эмиссии парникового газа СО2 – 400 ppm (долей на миллион). Нужно сказать, что эта величина многократно превышалась и раньше,
но сентябрь традиционно считается месяцем с самой низкой концентрацией СО2 в северном полушарии.
Объясняется это тем, что зелёная растительность успевает за лето поглотить некоторое количество парникового газа из атмосферы, прежде чем листья с деревьев опадут и часть СО2 вернётся обратно. Поэтому если психологически важный порог в 400 ppm был превышен именно в сентябре, то скорее всего ежемесячные показатели уже никогда не будут ниже этого значения.

«Возможно ли что в октябре этого года концентрация снизится по сравнению с сентябрём? Полностью исключено, - поясняет в своём блоге Ральф Килинг, сотрудник Скриппсовского института океанографии Сан Диего, - Кратковременные падения уровня концентрации возможны, но усреднённые за месяц величины теперь всегда будут превышать 400 ppm».
Также Килинг отмечает, что тропические циклоны могут снизить уровень концентрации СО2 на короткое время. С ним соглашается и Гэвин Шмидт, главный климатолог NASA: «В лучшем случае, можно ожидать некий баланс, и уровень СО2 не будет расти слишком быстро. Но по моему мнению, СО2 никогда не упадет ниже 400 ppm».
Согласно прогнозу, к 2099 году концентрация CO2 на Земле будет равняться 900 ppm, что составит порядка 0,1% от всей атмосферы нашей планеты. В результате средняя дневная температура в таких городах, как Иерусалим, Нью-Йорк, Лос-Анджелес и Мумбаи, будет близка к +45 C. В Лондоне, Париже и Москве летом температура будет превышать +30 C.

По материалам портала газета.ru

Печать

Климатический центр Росгидромета активизирует работу на региональном уровне

23 сентября в Нижнем Новгороде в рамках Пятого Международного бизнес–саммита подписано Соглашение о научно-техническом сотрудничестве между Климатическим центром Росгидромета – ФГБУ «Главная геофизическая обсерватория им. А.И.Воейкова» (г. Санкт-Петербург) и организациями-учредителями Межотраслевого инжинирингового центра «Экологическая, гидрометеорологическая, энергетическая безопасность урбанизированных территорий» (МИЦ). В мероприятии приняли участие представители Министерства образования Нижегородской области, СМИ, студенты, аспиранты, молодые ученые нижегородских ВУЗов.

2

С приветственным словом  к участникам встречи обратились руководители организаций-сторон Соглашения: начальник Департамента Росгидромета по Приволжскому федеральному округу В.В.Соколов; ректор Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета А.А.Лапшин, ректор Волжского государственного университета водного транспорта И.К.Кузьмичев.

3
С сообщением о деятельности Климатического центра Росгидромета, климатических рисках, адаптации, климатическом обслуживании выступил директор Главной геофизической обсерватории В.М. Катцов. За выступлением последовала оживленная дискуссия.

4

5
По материалам сайта Департамента Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды по Приволжскому федеральному округу

Печать

Парижское соглашение может вступить в силу в считаные недели

На Генассамблее ООН в Нью-Йорке уже 60 стран, ответственных почти за половину глобальных выбросов парниковых газов, объявили о ратификации Парижского климатического соглашения. Буквально через несколько недель новый глобальный климатический договор может вступить в силу. РФ, однако, пока не ускоряет ратификацию документа — и эксперты опасаются, что страна может остаться без права голоса в работе над реализацией нового соглашения. Минприроды и Минэкономики тем временем договариваются с партнерами по БРИКС о сохранении за РФ такой возможности, одновременно увязывая углеродное регулирование в стране с перезапуском программ энергоэффективности.

По материалам портала Коммерсант.ru

Печать

Александр Бедрицкий: Что нужно знать о Парижском соглашении по климату

21 сентября 2016 года состоится церемония ратификации документа. ТАСС разобрался, что это за соглашение, чем оно поможет планете и когда договор планирует ратифицировать Россия.

Что такое Парижское соглашение по климату?

В декабре 2015 года на Всемирной конференции ООН в Париже 195 делегаций со всего мира пришли к соглашению, что для предотвращения необратимых последствий для экологии человечеству необходимо удержать рост средней температуры на планете в пределах 1,5–2° C по отношению к соответствующему показателю доиндустриальной эпохи.

Для достижения этой цели участники соглашения обязуются:

  • принять национальные планы по снижению выбросов парниковых газов в атмосферу и пересматривать их в сторону усиления каждые пять лет;
  • к 2020 году разработать национальные стратегии перехода на "зеленые" технологии и безуглеродную экономику;
  • ежегодно выделять в Зеленый климатический фонд $100 млрд для помощи слаборазвитым и наиболее уязвимым странам. После 2025 года эта сумма должна быть пересмотрена в сторону увеличения "с учетом потребностей и приоритетов развивающихся стран".

Почему ученые связывают рост температуры с выбросами?

В 2015 году ученые впервые в современной истории зафиксировали превышение средней температуры планеты более чем на 1° C по сравнению с XIX веком, когда началось наблюдение за изменениями глобальной температуры.

Годом ранее Всемирная метеорологическая организация сообщила о рекордно высокой концентрации парниковых газов в атмосфере за последние 30 лет.

Из этого климатологи делают вывод: именно деятельность человека — сжигание нефти, газа и угля — приводит к парниковому эффекту, который вызывает повышение средней температуры.

Это значит, что для сокращения выбросов нужно, с одной стороны, внедрять энергосберегающие технологии, с другой — переходить на альтернативные источники энергии.

Почему так важно сдержать рост температуры?

Ученые считают, что рост температуры более 1,5–2° C может привести к глобальному изменению климата, в том числе к таянию ледников и повышению уровня Мирового океана, температурным аномалиям и увеличению частоты экстремальных явлений, таких как ураганы, наводнения и засухи.

Если государства не начнут всерьез заниматься проблемой охраны окружающей среды, к 2100 году температура на планете может подняться на 3,7–4,8° С.

На сколько нужно сократить выбросы?

По оценкам климатологов, чтобы удержать рост температуры в пределах до 2° C, странам необходимо к 2050 году вполовину снизить глобальные выбросы по отношению к уровню 1990 года, а к концу XXI века — сократить до нуля.

По данным аналитиков PwC, с 2000 года Россия в среднем снижала выбросы углекислого газа на 3,6% в год, Великобритания — на 3,3%, Франция — на 2,7%, США — на 2,3%. Среднегодовое снижение углеродных выбросов за последние 15 лет составило 1,3%.

Однако этих усилий мало. Чтобы предотвратить необратимые изменения климата, ежегодное снижение выбросов углекислого газа вплоть до 2100 года должно составлять не менее 6,3%.

Пять стран, на долю которых приходится наибольший объем выбросов, предоставили следующие цифры по их снижению по отношению к 1990 году:

  • Евросоюз — 40%;
  • Россия — 30%;
  • США — 12–14%;
  • Китай — 6–18%;
  • Япония — 13%.

Разве раньше мировые державы не занимались вопросами охраны окружающей среды?

Занимались. Начиная с 1988 года международные организации, такие как Межправительственная группа экспертов по изменению климата, Всемирная метеорологическая организация и Программа ООН по окружающей среде анализировали изменение климата и разрабатывали документы по охране окружающей среды.

Последним документом, на смену которому должно прийти Парижское соглашение, стал Киотский протокол, срок действия которого истекает в 2020 году. Однако между этими документами есть несколько отличий. Основное — обязательства по сокращению выбросов берут не только развитые страны и страны с переходной экономикой, а все государства независимо от степени их экономического развития.

Кто и как будет контролировать выполнение договора?

В Парижском соглашении не прописаны конкретные количественные обязательства по снижению или ограничению выбросов парниковых газов, а также механизм контроля или меры принуждения по исполнению документа.

Предполагается, что каждое государство будет самостоятельно определять свою политику в этой сфере, а за неспособность выполнить поставленные задачи не предусмотрено никаких последствий. Документ лишь предоставляет комиссии международных экспертов право проверять информацию, предоставляемую странами об их достижениях по сокращению выбросов СО2.

Вопрос о юридической силе документа вызывает споры среди юристов. Однако, как считает специальный представитель президента РФ по вопросам климата Александр Бедрицкий, в Парижском соглашении "заложена идеология: не загонять в него, а стимулировать участие, создать такие условия, чтобы у стран не появилось желания не ратифицировать документ или выйти из него".

Когда договор вступит в силу?

Парижское соглашение открыто для подписания до 21 апреля 2017 года. Документ вступит в силу через 30 дней после того, как его ратифицируют как минимум 55 стран, чьи суммарные выбросы CO2 составляют более 55% от мирового объема.

По данным на сентябрь 2016 года, соглашение ратифицировали 26 стран, на долю которых приходится 39% выбросов. Среди них — Франция, Норвегия, Бразилия, Китай и США.

А что с Россией?

Россия ратифицирует соглашение не раньше 2019–2020 годов.

Процесс ратификации для нас — это процесс подготовки к выполнению тех обязательств, которые мы принимаем сами на себя. Поэтому должны быть разработаны соответствующие документы, например национальная Стратегия низкоуглеродного развития. На ее подготовку уйдет как минимум года два... Но документ нужно еще вписать в наше законодательство, потребуются поправки в законы, чтобы не было никаких противоречий

Александр Бедрицкий Советник президента РФ

Подробнее на ТАСС

Печать