Климатический центр Росгидромета

Новости партнеров

СМИ: Путин готов ратифицировать Парижское соглашение по климату

Президент России Владимир Путин готов ратифицировать Парижское климатическое соглашение (ПС), подписанное еще в 2016 году, сообщило агентство Bloomberg со ссылкой на источники. По мнению собеседников издания, решение российского президента обусловлено «холодным экономическим и политическим расчетом».

Парижское соглашение — это договор в рамках Рамочной конвенции ООН об изменении климата, регулирующий с 2020 года меры по снижению углекислого газа в атмосфере. Соглашение было подготовлено и принято на Конференции по климату в Париже в 2015 году, а подписано в 2016 году.

Ранее “Ъ” сообщал о том, что ратификация соглашения возможна до конца сентября и о ней будет объявлено на климатическом саммите Генеральной ассамблеи ООН в Нью-Йорке. Эту же информацию подтверждают источники Bloomberg.

По сведениям американского агентства, договор будет утвержден распоряжением правительства, что позволит ратифицировать его в обход Государственной думы и не даст возможности депутатам, поддерживающим противников соглашения (в том числе в сфере энергетики и металлургии), оспорить позицию Кремля.

На вопрос Bloomberg о том, означает ли ратификация Парижского соглашения, что президент России согласен с оценкой причин глобального потепления, пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков ответил отрицательно.

Напомним, в июне 2019 года на саммите G20 в Осаке господин Путин объявил о намерении России ратифицировать ПС в ближайшее время. Месяцем позднее Минприроды внесло в правительство соответствующее предложение. Сейчас из всех стран «двадцатки» до сих пор не ратифицировали ПС только РФ и Турция, США сначала ратифицировали соглашение, а потом объявили о планах выхода из него, всего ратифицировали ПС 185 стран-участниц из 197.

Ссылка: https://www.kommersant.ru/doc/4101823

Печать

Медведев подписал постановление о принятии Парижского соглашения по климату

Премьер-министр Дмитрий Медведев подписал постановление правительства о принятии Парижского соглашения по климату.

Об этом он заявил на совещании с вице-премьерами.

Ссылка: https://ria.ru/20190923/1559003977.html

Информация с сайта Правительства: http://static.government.ru/media/files/l0US0FqDc05omQ1VgnC8rfL6PbY69AvA.pdf

Официальная справка - на сайте: http://government.ru/docs/37917/

Печать

Earth & Space Science News: Источающие метан тундровые почвы замерзают позже каждый год

Учёные находят связь между задержкой промерзания почв Аляски и повышением концентрации метана в атмосфере в холодное время года.

Экосистемы арктической тундры являются «горячими точками» для образования и хранения метана, мощного парникового газа. При повышении температуры воздуха тундровые почвы могут выделять в атмосферу всё больше метана. Эти почвы замерзают в течение нескольких месяцев каждый год, однако новое исследование (Arndt et al.) предполагает, что аляскинская тундра замерзает позднее каждый год, что приводит к увеличению выбросов метана осенью.

Предыдущие исследования показали, что арктические тундровые почвы выделяют значительное количество метана в осенний сезон в течение периода, известного как «нулевая завеса». В этом окне временные рамки варьируются в зависимости от местоположения и от года к году, когда температура воздуха ниже 0°C, но подстилающие почвы остаются незамёрзшими - иногда до января - из-за медленного выделения тепла. Однако из-за ограниченности данных наблюдений, выбросы метана в течение периода «нулевой завесы» были плохо изучены.
В ходе нового исследования были изучены данные о температуре почвы и выбросах метана с четырёх участков мониторинга в тундре на северном склоне Аляски. Одна станция расположена в обсерватории Национального управления океанических и атмосферных исследований (NOAA) недалеко от Уткиавика (Utqiaġvik), самого северного города в Соединенных Штатах. Там концентрации метана в атмосфере поздней осенью и в начале зимы превышают фоновые уровни в течение двух десятилетий.

Исследователи обнаружили, что с 2001 по 2017 гг. почвы, вследствие «нулевой завесы», замерзали позже примерно на 2,6 дня в году. Данные обсерватории NOAA позволяют предположить, что это позднее замерзание было связано с более высокими концентрациями метана, по сравнению с фоновыми, осенью. Данные группы также показывают, что с 2013 по 2017 гг. выбросы метана снижались каждый год после закрытия «нулевой завесы».

Полученные данные свидетельствуют о том, что более позднее замерзание почвы может увеличить выброс метана из экосистем арктической тундры. Поскольку почвы оставались незамёрзшими после того, как температура воздуха упала значительно ниже 0°C, исследователи пришли к выводу, что температура воздуха является плохим предиктором выбросов метана. Вместо этого долгосрочные записи температуры почвы могут быть важны для прогнозирования воздействия изменения климата на выброс метана в тундре.

Ссылка: https://eos.org/research-spotlights/methane-releasing-tundra-soils-freezing-later-each-year

Печать

Программа развития ООН предоставит $25 млн на разработку климатической стратегии

Глава Программы развития ООН Ахим Стайнер сообщил, что организация окажет помощь 100 странам

ООН, 18 сентября. /ТАСС/. Программа развития ООН (UNDP) в течение ближайших 12-15 месяцев направит $25 млн в рамках программ содействия 100 странам в разработке стратегии действий в связи с глобальными климатическими изменениями. Об этом заявил в среду на презентации доклада "Потепление наступает" (The Heat is On) глава Программы развития ООН (UNDP) Ахим Стайнер.

"Мы окажем почти 100 странам содействие в определении их возможного вклада в борьбу с глобальным изменением климата, - отметил он. - Мы предоставим $25 млн с тем, чтобы оказать помощь этим странам в рамках партнерства с Программой развития ООН. Эти страны, таким образом, получат возможность оценить эффективность их действий в области климата".

"Глобальные климатические изменения, как ни одна другая проблема в истории человечества, требуют от нас действий в беспрецедентных масштабах и без промедления", - подчеркнул он, отметив, что доклад "Потепление наступает", представленный в канун открытия саммита ООН по климату, призван дать представление о том, как выполняются обещания, данные в рамках Парижского соглашения по климату по снижению темпов глобального потепления к 2020, 2030 и к 2050 годам.

Парижское соглашение принято 12 декабря 2015 года по итогам 21-й конференции Рамочной конвенции об изменении климата. Страны пяти континентов тогда условились не допустить повышения средней температуры на планете к 2100 году более чем на два градуса Цельсия по сравнению с доиндустриальной эпохой. В июне 2017 года президент США Дональд Трамп заявил о выходе страны из Парижского соглашения. По его словам, договор перераспределяет богатства Соединенных Штатов в пользу других стран.

Ссылка: https://tass.ru/obschestvo/6901017

Печать

Nature Communications: Структурные изменения растительности с 1981 г. значительно усилили поглощение углерода в земной коре

Спутниковые наблюдения показывают, что индекс площади листьев (Leaf Area Index, LAI) увеличился во всём мире с 1981 года, но влияние этого структурного изменения растительности на глобальный круговорот углерода систематически не оценивалось. С помощью диагностического моделирования экосистем авторы нашли, что одно только увеличение LAI ответственно за 12,4% стока накопленного в земной коре углерода (95 ± 5 Пг C) в период с 1981 по 2016 гг., тогда как другие факторы: удобрения, азотные отложения и изменение климата (температура, радиация и осадки) способствовали соответственно 48,0%, 1,1% и −28,6% стока СО2. Унаследованное влияние прошлых изменений в этих факторах до 1981 г. является причиной оставшихся 65,5% стока накопленного СО2 за период с 1981 по 2016 гг. Полученные результаты уточняют вклад в сток СО2 от различных факторов и тем самым помогут улучшить качество прогностических моделей, которые часто имеют большие неопределённости при моделировании изменений в растительности и их воздействия на глобальный углеродный цикл.

Ссылка: https://www.nature.com/articles/s41467-019-12257-8.pdf

 

Печать

21 сентября международная общественность отмечает Международный день мира

Каждый год 21 сентября международная общественность отмечает Международный день мира. Этот День Генеральная Ассамблея объявила днем укрепления идеалов мира среди всех стран и народов — как на национальном, так и на международном уровне.

Тема 2019 года: Борьба с изменением климата ради мира. Этот лозунг подчеркивает важность борьбы с изменением климата как способа сохранения и поддержания мира на всей планете.

«Сегодня миру грозит новая опасность: климатический кризис, который угрожает нашей безопасности, нашим источникам средств к существованию и нашей жизни. Именно поэтому Международный день мира в этом году посвящен этой теме. И именно поэтому я созываю Саммит по борьбе с изменением климата». — Генеральный секретарь ООН

17 целей в области устойчивого развития были единогласно приняты 193 государствами — членами Организации Объединенных Наций на историческом саммите глав государств, прошедшем в Нью-Йорке в сентябре 2015 года. Новая повестка дня на период до 2030 года призывает государства приступить к принятию мер, направленных на достижение этих целей в течение следующих 15 лет. Цели повестки дня заключаются в том, чтобы искоренить нищету, защитить планету и обеспечить всеобщее процветание.

Цель 13

Цель в области устойчивого развития № 13, «Борьба с изменением климата», содержит призыв к всеобщему принятию срочных мер в целях сокращения выбросов парникового газа, повышения сопротивляемости и содействия большей осведомленности в области изменения климата.

Для перехода стран к более «зеленой» и устойчивой модели экономики имеются доступные и масштабируемые решения, такие как использование возобновляемых источников энергии и чистых технологий.

Тема 2019 года: Борьба с изменением климата ради мира

Этот лозунг подчеркивает важность борьбы с изменением климата как способа сохранения и поддержания мира на всей планете.

Изменение климата представляет очевидную угрозу для мира и безопасности на земле. В результате стихийных бедствий происходит перемещение втрое большего числа людей, чем из-за конфликтов: миллионы человек вынуждены покидать свои дома в поисках безопасного места для жизни. Засоление воды и урожая грозит подорвать продовольственную безопасность и оказывает все более негативное воздействие на здоровье населения. Рост напряженности, связанной с распределением ресурсов и массовым перемещением людей, затрагивает все страны и все континенты.

Достичь мира можно лишь при условии принятия конкретных мер, направленных на борьбу с изменением климата. Выступая в мае в Новой Зеландии перед молодежью из числа маори и жителями тихоокеанских островов, Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций Антониу Гутерриш сказал, что «природа не ведет переговоров», и подчеркнул, что для достижения к 2050 году углеродной нейтральности правительствам необходимо в приоритетном порядке действовать в четырех направлениях: облагать налогами источники загрязнения, а не доходы людей; прекратить субсидирование ископаемых видов топлива; остановить к 2020 году сооружение новых угольных электростанций; стремиться к «зеленой», а не к «серой» экономике

23 сентября Организация Объединенных Наций проводит Саммит по климату, в ходе которого будут обсуждаться конкретные и реалистичные планы ускорения действий по исполнению Парижского соглашения. Участники Саммита рассмотрят корень проблемы — отрасли, в которых производится больше всего выбросов, и области, где повышение сопротивляемости принесет максимальный результат, — кроме того, лидеры и партнеры получат возможность продемонстрировать практические меры, принимаемые в целях борьбы с изменением климата, и доказать свою целеустремленность.

В преддверии Международного дня мира 21 сентября Организация Объединенных Наций призывает всех принять меры по борьбе с изменением климата. Откликнуться на этот призыв под силу каждому: можно выключить свет, воспользоваться общественным транспортом или провести просветительскую работу в своем кругу. Делитесь с нами своими идеями и достижениями под хештэгами #PeaceDay и #ClimateAction.

«Наши цели достижимы, но необходимы решения, политическая воля и политика, направленная на преобразования, чтобы мы могли жить в мире со своим климатом». — Генеральный секретарь Антониу Гутерриш, 15 мая 2019 года.

В чем может заключаться участие молодежи?

Молодежь принимает брошенный вызов — почти полмиллиона молодых людей со всего мира реализовали меры по борьбе с изменением климата: дома, в школе и в своем районе. По данным РКООНИК, они играют ключевую роль в повышении осведомленности, проведении образовательных программ, содействии устойчивому образу жизни, сохранении природы, поддержке использования возобновляемых источников энергии, воспитании привычки заботиться об окружающей среде, а также в реализации проектов, направленных на адаптацию и уменьшение вреда.

В этом году 20 сентября в Центральных учреждениях Организации Объединенных Наций будет проведен студенческий Международный день мира, в ходе которого молодые люди смогут продемонстрировать свои проекты, реализованные в целях борьбы с изменением климата и содействия миру. Студенческий праздник состоится сразу после церемонии удара в Колокол мира, которую откроет в 9:00 Генеральный секретарь и которая будет транслироваться в прямом эфире на канале webtv.un.org.

Зачем нужны международные дни?

Международные дни являются поводом для просвещения широкой общественности по вопросам, вызывающим озабоченность, для мобилизации политической воли и ресурсов для решения глобальных проблем, а также для прославления и укрепления достижений человечества. Существование международных дней предшествовало учреждению Организации Объединенных Наций, но ООН восприняла их как мощный инструмент повышения информированности о тех или иных вопросах.

Ссылка: https://www.un.org/ru/events/peaceday/ 

Печать

Как России реализовывать Парижское соглашение по климату

До конца 2019 года правительство планирует разработать национальную стратегию низкоуглеродного развития, план адаптации для противостояния неблагоприятным последствиям изменения климата, подготовить проект федерального закона о государственном регулировании выбросов парниковых газов и ратифицировать Парижское соглашение по климату. Между тем эксперты обсуждают правильные и эффективные меры реализации Парижского соглашения, которые позволят избежать целый ряд рисков для экономики и возможного ухудшения качества жизни населения.

Внимание крупнейших мировых держав к вопросам изменения климата и недопущения глобального потепления в последние годы только усиливается. Это означает, что проблема парниковых газов перестала быть только климатической. Сегодня реализация Парижского соглашения и госрегулирования эмиссии парниковых газов имеют важнейшее значение для конкурентоспособности и инвестиционной активности как мировой, так и российской промышленности. Это вопросы создания стимулов для новых видов производства и хранения энергии, защиты национальных рынков.

Но не менее важным для России является вопрос о социально-экономическом развитии страны в контексте принимаемых на себя обязательств. И с этим не все однозначно. Поэтому Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП), Торгово-промышленная палата (ТПП), научное и экспертное сообщество выступают за тщательную проработку мер по управлению парниковыми газами. Вопросы, связанные с реализацией климатического соглашения, обсуждались 16 сентября на заседании рабочей группы Государственного совета Российской Федерации по направлению «Энергетика».

Кому выгодно

К Парижскому соглашению по климату с декабря 2015 года присоединились уже 195 стран. Государства обязуются принять меры для недопущения повышения средней температуры на Земле более чем на 2 градуса по Цельсию к 2100 году. Подобного эффекта можно достичь, сократив выбросы парниковых газов и выделив средства развивающимся государствам на адаптацию к изменению климата. Россия подписала документ в 2016 году. «И уже сегодня мы стали абсолютным мировым лидером по снижению выбросов парниковых газов, — заявил на открытии заседания рабочей группы Госсовета РФ по направлению «Энергетика» ее руководитель, губернатор Кемеровской области Сергей Цивилев. — Россия занимает пятое место по выбросу парниковых газов, и ее доля немногим больше 5 процентов».

Предполагается, что вкладом государства в Парижское соглашение станет ограничение эмиссии парниковых газов к 2030 году до 70 процентов от базового уровня 1990 года. Но что это означает с точки зрения социально-экономического развития?

Не секрет, что Россия обладает значительными запасами энергоресурсов, которые обеспечивают государству по сравнению с другими странами низкий уровень цен на топливо, тепло- и электроэнергию, транспортные перевозки. Это, в свою очередь, является существенным конкурентным преимуществом отечественной экономики. В Российском союзе промышленников и предпринимателей ранее отмечали, что в случае неправильного применения механизмов Парижского соглашения темпы роста экономики могут замедлиться, а конкурентоспособность экономики пострадает. Результатом может стать торможение развития промышленности и повышение себестоимости производства.

Дело в том, что Парижское соглашение лоббируется в первую очередь странами-импортерами ископаемого топлива, заинтересованными в продвижении разработанных ими технологий возобновляемой электроэнергии без учета экономической целесообразности для каждого конкретного государства. В письме президента РСПП Александра Шохина на имя руководителя рабочей группы Госсовета РФ по направлению «Энергетика», губернатора Кемеровской области Сергея Цивилева (имеется в распоряжении «Ленты.ру») говорится о том, что «отрицательные последствия могут быть связаны с падением объемов экспорта российской топливно-энергетической продукции, уменьшением выручки базовых отраслей экономики и снижением налоговых поступлений в бюджет Российской Федерации. При принятии в рамках реализации Парижского соглашения по климату глобального углеродного регулирования, в результате которого существенно возрастет нагрузка на бизнес, можно ожидать рост стоимости энергоресурсов и крайне негативные последствия для всей промышленности и населения страны».

В Торгово-промышленной палате РФ согласны с мнением РСПП и также отмечают, что реализация Парижского соглашения пока вызывает множество вопросов. «Фактически соглашение осталось в редакции 2017 года (…), является незавершенной конструкцией, поскольку не определены правила его реализации», — говорится в документах ТПП. Соглашение «не соответствует требованиям глобальности конструкции, которые также выдвигались президентом Российской Федерации в качестве условия участия России» и «в значительной степени ограничивает возможности экономического развития страны в долгосрочной перспективе». По мнению экспертов ТПП, для страны могут возникнуть дополнительные обязательства, которые потенциально несут в себе долгосрочные риски для российской экономики».

Новый закон

Проект федерального закона «О государственном регулировании выбросов парниковых газов» уже вынесен на публичное обсуждение. Но он, по мнению представителей РСПП, нуждается в доработке. Так, например, документ предусматривает введение ряда обременительных пошлин — квотирования выбросов парниковых газов по секторам экономики, установление разрешения на выбросы для юридических лиц, сбор за выбросы сверх разрешенных объемов и прочее. Все это создает неопределенность для инвесторов, снизит темпы экономического роста и не позволит решить задачи национальных проектов. Более того, квотирование и так называемый углеродный налог не оправдан и приведет лишь к росту энерготарифов, услуг ЖКХ, тарифов транспортных перевозок. Это дополнительная нагрузка на бизнес, абсолютно неоправданная в условиях низкого экономического роста, а повышение цен и рост уровня инфляции в очередной раз будет переложено на население.

Опасность Парижского соглашения для национальной экономики связана еще и с тем, что обязательства России в рамках соглашения сформулированы в виде абсолютных цифр — насколько требуется сократить выбросы. «Более приемлем для России в ее нынешней экономической ситуации тот тип обязательств, который принят Китаем, Южной Кореей, Саудовской Аравией и некоторыми другими странами», — уверены в ТПП. Их обязательства сформулированы в относительных показателях, таких как снижение удельных выбросов парниковых газов на единицу ВВП, на душу населения и даже по отношению к неким сценариям экономического развития.

Членами РСПП был подготовлен альтернативный проект законопроекта, но Минэкономразвития его отклонило. В связи с этим РСПП предлагает обеспечить максимально широкое участие российских экспертов в деятельности всех рабочих органов в рамках Рамочной конвенции ООН об изменении климата и сформировать единую позицию по ключевым вопросам Парижского соглашения на уровне правительства.

Глобальная переделка

Необходима и увязка Парижского соглашения с Доктриной энергетической безопасности Российской Федерации, которая обращает внимание на угрозы, связанные с участием страны в международных климатических конструкциях. В этом документе также отмечается, что эти конструкции могут стать предлогом для дискриминации российского топливно-энергетического комплекса на международных рынках.

В ТПП предлагают уточнить условия участия России в соглашении. Речь, в частности, идет об отходе от такого типа российских обязательств, как абсолютные национальные лимиты на выбросы. Продвигающие Парижское соглашение страны утверждают, что документ не налагает никаких конкретных обязательств на его участников. Однако это не так.

Участники заседания рабочей группы Госсовета много говорили об учете особенностей Парижского соглашения при разработке планов его реализации. С одной стороны, никто не сомневается в необходимости снижения выбросов парниковых газов и участия в международной повестке по климату, с другой стороны, решение этих вопросов должно происходить в контексте устойчивого социально-экономического развития государства. «Решение климатических вопросов не должно стать самоцелью,— подчеркнул директор Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Борис Порфирьев. — Климатическая политика должна быть интегрирована в политику социально-экономического развития, устойчивого экономического роста, а не наоборот». «При ратификации Парижского соглашения мы должны исходить из социально-экономических интересов страны и учитывать поглощающие способности наших лесов», — отметил, в свою очередь, заместитель директора департамента международного сотрудничества Минприроды Демьян Смилевец.

Все выступавшие говорили о необходимости защититься от «углеродного протекционизма». Так, генеральный директор холдинговой компании «СДС уголь» Геннадий Алексеев подчеркнул, что «предполагаемые модели углеродного регулирования с дополнительной финансовой нагрузкой на бизнес в отношении нашей страны недопустимы», и предложил «препятствовать введению ограничительных мер на принципах углеродного протекционизма».

Сергей Цивилев также обратил внимание на то, что если будет введен углеродный сбор, то он войдет в себестоимость отечественной продукции, что, в свою очередь, снизит конкурентоспособность страны на мировом рынке. По его мнению, следует стимулировать энергосбережение, закрывать неэффективные котельные, развивать ГРЭС и атомную энергетику. «Если будет реализован углеродный налог, к 2030 году мы получим снижение ВВП по мягкому сценарию на 5 процентов, — оценил потери Борис Порфирьев. — В нынешней ситуации это непозволительная роскошь».

Координатор Рабочей группы по энергоэффективности и парниковым газам Комитета ТПП РФ по энергетической стратегии и развитию ТЭК Сергей Рогинко высказал сомнение в том, что Россия сможет выполнить повышенные обязательства, принятия которых будут требовать Парижский клуб после 2020 года. По его мнению, при подготовке к ратификации Парижского соглашения России следует грамотно застраховаться, в том числе и предусмотреть возможность выхода из соглашения, как это было при подготовке к подписанию Киотского протокола.

Член правления РСПП Игорь Нечаев отметил, что в протокол заседания Госсовета вошли все пункты, которые союз обозначил в письме главы РСПП Александра Шохина. «Важно, чтобы участие в переработке и изменении законопроекта по парниковым газам принимали участие не только чиновники, но и представители экспертного сообщества и бизнеса», — подчеркнул Игорь Нечаев.

Ссылка: https://lenta.ru/articles/2019/09/17/kimat/

 

Печать

Сколько будет стоить для России ратификация Парижского соглашения по климату

Россия до конца года планирует ратифицировать Парижское соглашение по климату. Согласно документу, страны должны принять меры по снижению выбросов в атмосферу и недопущению глобального потепления. Однако ратификация может ударить по промышленности, а значит, и по росту экономики России в целом, поэтому эксперты и бизнес выступают против.

Россия стоит на пороге ратификации Парижского соглашения по климату. По словам главы Минприроды Дмитрия Кобылкина, это произойдет до конца 2019 года. К внесению в правительство готовится соответствующий проект федерального закона.

Парижское соглашение в 2016 году подписали 195 стран. Цель — не позволить средней температуре на Земле вырасти более чем на 2˚С по отношению к показателям доиндустриальной эпохи, причем желательно снизить ее до 1,5˚С. Иными словами, все действия должны быть направлены на сдерживание глобального потепления. Это, в первую очередь, меры по снижению уровня углекислого газа в атмосфере.

Согласно документу, каждые пять лет необходимо пересматривать в сторону увеличения вклад каждой страны по снижению вредных выбросов в атмосферу. Развитые страны должны выделять средства в специальный климатический фонд для помощи более бедным государствам. В период с 2050 по 2100 годы необходимо ограничивать выброс парниковых газов, получаемых в результате промышленной деятельности человека, до уровня, который деревья, почва и Мировой океан могут переработать естественным образом.

Как полагают в Минприроды, благодаря ратификации Парижского соглашения по климату Россия получит доступ к экологичным технологиям. В России постепенно формируется система государственного регулирования выбросов парниковых газов – это одно из направлений национальной климатической стратегии. Кроме того, планируется подготовить стратегические документы по низкоуглеродному развитию российской экономики, а также документы по борьбе с деградацией лесов и адаптации к неблагоприятным изменениям климата.

Предполагается, что вкладом России в Парижское соглашение станет ограничение эмиссии парниковых газов к 2030 году до 70% от базового уровня 1990 года.

Стремление принимать в расчет вопросы климатических изменений есть во всех странах мира, и оно объяснимо. Однако для России важным вопросом является то, как ратификация соглашения скажется на социально-экономическом развитии страны.

В РСПП ранее отмечали, что темпы роста российской экономики могут замедлиться, а конкурентоспособность большинства базовых отраслей экономики пострадает. Бизнес опасался, что реализация соглашения затормозит развитие промышленности и повысит себестоимость производства. И эти опасения не беспочвенны.

Дело в том, что на нынешнем этапе развития технологий заменить в энергетике ископаемое топливо возобновляемыми источниками энергии (ВИЭ) невозможно.

В развитых странах «новая экономика» или экономика информационных технологий требует все больше энергии. При этом заменить основу генерации – ТЭС на ВИЭ в текущих условиях невозможно.

Если сравнить, например, Костромскую ТЭЦ-2 и сеть из 14 солнечных электростанций, можно увидеть, что в год теплоэлектростанция вырабатывает в 4,6 раза больше энергии (795 млн кВт*ч), хотя занимает в три раза меньше площади - 150 Га. Костромская ТЭЦ при этом еще вырабатывает не только электроэнергию, но и тепло, что в нашем климате вопрос весьма насущный и нерешаемый ветряками и солнечными панелями.

При желании заместить московскую генерацию ветрогенераторами, нужно было бы найти рядом с Москвой подветренную площадку размером с Омск. Учитывая КПД и непостоянство такой генерации, а также необходимость строительства коммуникаций и накопителей, очевидно, что заместить московские ТЭЦ ветрогенераторами нельзя.

Доля возобновляемой энергетики в России не превысит к 2024 году 1%, подсчитали ранее аналитики Moody's. Очевидно, что освоение ВИЭ будет продолжаться, но это должно происходить гармонично, в балансе с развитием традиционных технологий. Летом на екатеринбургском саммите по производству и индустриализации президент РФ Владимир Путин подчеркивал это, призывая задуматься о том, «как совместить долгосрочное развитие, наращивание объёмов производства и природное благополучие».

По его словам, «вместо разговора по существу по глобальной экологической и климатической повестке мы часто, к сожалению, наблюдаем откровенный популизм, спекуляции, а порой и, я не побоюсь этого слова, просто мракобесия».

Ранее эксперты Wood Mackenzie посчитали, что исключение из энергетики ископаемого топлива только в США обойдется «в 4,7 триллиона долларов и создаст огромные экономические и социальные проблемы», писал Reuters.

Moody's оценил экологические риски для компаний энергетического сектора в связи с реализацией Парижского соглашения в 10 трлн долларов.

Угольные и нефтегазовые компании в Европе уже теряют часть доходов. В странах, богатых энергоресурсами, финансирование прикладных и фундаментальных исследований в рамках новой технологической платформы ведется за счет отчислений традиционных энергетических компаний – уголь, нефть и газ, тогда как компании ВИЭ – дотационны.

Однако, несмотря на огромные вливания в развитие «зеленых» технологий, объемы выбросов парниковых газов в некоторых странах не сократились.

Например, в передовой Германии, более 15 лет назад решившей отказаться от традиционной энергетики, он остался на уровне 1990-х годов.

«Тем не менее огромная сумма затрат возложена на жителей и налогоплательщиков, потому что были инвестированы огромные суммы в возобновляемые источники энергии. И когда нет солнца или ветра, нужна базовая нагрузка. Для Германии это бурый уголь», – комментировала вице-президент французской компании Electricite de France (EDF) Марианн Легно ситуацию, сложившуюся в соседней стране. «Цены на энергию в Германии для промышленных потребителей на 30% выше, чем во Франции, — добавила она. — Давайте оперировать фактами и цифрами, а не идеологией!»

Поэтому развивать только возобновляемые источники энергии и рассчитывать только на них в деле борьбы с климатическим вызовом было бы неправильно. Параллельно с повышением КПД и удешевлением технологий ВИЭ должно идти развитие накопителей большой мощности, энергоэффективности, а также систем управления потреблением энергии. Стоит уделить внимание и развитию термоядерных технологий, полагают эксперты. Все это может развиваться на одной технологической платформе. Это и могло бы стать ключом к желанному сокращению эмиссии парниковых газов и стабилизации их уровня в атмосфере.

По словам спецпредставителя президента РФ по вопросам климата Руслана Эдельгериева, «в России достигнут разрыв связи между экономическим ростом и ростом выбросов парниковых газов. На фоне общего роста ВВП в период 2011–2016 годов совокупный выброс парниковых газов увеличился лишь на 0,3%».

Это связано с переходом на технологии, содействующие снижению выбросов парниковых газов, а также с повышением эффективности использования ресурсов, в том числе энергетических, отмечал Эдельгериев.

Стоит отметить, что эмиссия парниковых газов превышает их поглощение растениями. Иными словами, рост растений уже не компенсирует увеличение парниковых газов в атмосфере. В первую очередь, это связано с сокращением площади лесов в результате хозяйственной деятельности человека.

Логично, что компенсировать эмиссию парниковых газов возможно за счет расширения площади лесов. Специалисты швейцарского научно-технического университета ETH Zurich ранее подсчитали, что для новых лесопосадок подходят больше 900 млн гектаров земли, не задействованных в хозяйственной деятельности человека. На такой территории могут разместиться леса, которые после созревания накопят 205 млрд тонн углерода – две трети всего углерода, выброшенного людьми в атмосферу с начала Промышленной революции.

За Парижским соглашением стоят страны-импортеры ископаемого топлива, которые заинтересованы в продвижении разработанных ими технологий возобновляемой энергетики.

Лоббисты соглашения утверждают, что документ является рамочным и не налагает никаких конкретных обязательств на его участников. Однако это не так, отмечает руководитель Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.

«Нужно понимать, что нам предлагают подписаться под дискредитацией нашего основного экспортного товара – углеводородов, причем по нерыночным принципам. Они заявляют, что цель - борьба с потеплением, оно происходит из-за выбросов, а выбросы – это углеводороды. Поэтому они объявляют все, что не входит в зелёную экономику, злом, что чуть ли не эти компании виноваты во всех климатических бедствиях, ливнях и штормах. Мол, это из-за вас, из-за глобального потепления», — отметил Симонов.

По его мнению, отсутствие обязательств – это обман, поскольку постепенно компаниям, связанным с выбросами, установят плату за них. Кроме того, они могут столкнуться с отказом в инвестициях, повышенными ставками и так далее. Это несправедливо, учитывая дороговизну ВИЭ и что все они дотационны, заключил он.

 Ссылка: https://m.gazeta.ru/business/2019/09/13/12647233.shtml

Печать

Правительство определилось с объемами поддержки возобновляемой энергетики

Правительство распределило квоты поддержки возобновляемой энергетики на 2022–2035 годы. Солнечная генерация, предприятия которой настаивали на увеличении своей квоты, получит 37% в общем объеме поддержки вместо 35%, доля ветроэнергетики снизится до 55,5%. Финансирование малых ГЭС останется неизменным — 30 млрд руб., или 7,5% в общем объеме финансирования.

Правительство определилось с квотами поддержки зеленой генерации в 2025–2035 годах. На совещании у вице-премьера Дмитрия Козака от 3 сентября было решено, что на строительство ветроэлектростанций (ВЭС) будет направлено до 222 млрд руб., солнечных электростанций (СЭС) — 148 млрд руб., малых ГЭС — до 30 млрд руб. (на эти средства можно построить 50 МВт). Таким образом, в общем объеме финансирования на долю ВЭС придется 55,5%, СЭС — 37%, мини-ГЭС — 7,5%.

Пропорция в финансировании между солнечной и ветрогенерацией, таким образом, составила 40% на 60%, но ключевой инвестор в солнечную генерацию «Хевел» (СП «Реам Менеджмент» и «Реновы») Виктора Вексельберга просили дать им пропорцию в финансировании в 50% на 50%, и 45% на 55% по объему вводов. В обратном случае в компании ожидают, что могут существенно пострадать объемы выручки.

Вице-премьер в итоге поручил несколько увеличить долю солнечной генерации в общем объеме поддержки развития ВИЭ, но все же не до запрашиваемого компанией уровня. Если раньше предполагалось, что на СЭС будет направлено лишь 35% всех инвестиций, обеспеченных за счет повышенных выплат с оптового энергорынка, то по итогам совещания долю вводов предлагалось нарастить до 40%.

Впрочем, в протоколе совещания у вице-премьера допускается, что и это распределение квот еще может измениться. Так, до 16 сентября при голосовании относительно их распределения в профильной Ассоциации развития возобновляемой энергетики, возглавляемой Анатолием Чубайсом, должен быть достигнут кворум представителей отраслей ветро- и солнечной генерации. Общий инвестресурс на поддержку ВИЭ после 2024 года, как и предполагалось, будет ограничен 400 млрд руб., платежи энергорынка с учетом срока возврата инвестиций (до 2050 года), составят 725 млрд руб.

Ссылка: https://www.kommersant.ru/doc/4086336

Печать

EOS: Северная зона вечной мерзлоты: источник углерода или его сток?

Оттаивание вечной мерзлоты может привести к выбросу большого количества углерода в атмосферу, но для выяснения, сколько именно, требуется более эффективный сбор и хранение данных.

В настоящее время широко известно о роли парниковых газов в атмосфере Земли и потеплении, вызванном сжиганием ископаемого топлива. Менее освещено влияние потепления климата на постоянно мёрзлую почву - вечную мерзлоту - в отдалённых северных регионах мира. И ещё меньше известно о том, как газы, выделяемые при оттаивании вечной мерзлоты, могут ускорить изменение климата, приведшее к этому оттаиванию.

Почвы вечной мерзлоты содержат вдвое больше углерода, чем в настоящее время находится в атмосфере, и выброс всего лишь части углерода вечной мерзлоты значительно усилит продолжающееся потепление планеты. Несмотря на эту тревожную возможность, в настоящее время у нас нет возможности своевременно обнаруживать изменения в выбросах углерода в арктическом и бореальном регионах.

Новая инициатива, возглавляемая Сетью вечной мерзлоты, направлена ​​на устранение этого недостатка. Эта деятельность по синтезу, частично поддерживаемая Арктическим центром данных, позволит разработать всеобъемлющее хранилище данных о чистых потоках двуокиси углерода (CO2), собранных в северной зоне вечной мерзлоты.

Этот проект опирается на усилия большого числа учёных на протяжении десятилетий, которые выдержали полчища комаров и суровую погоду для точного измерения углеродного обмена безлесных тундр, бореальных лесов и почв вечной мерзлоты. Хотя эти измерения многое говорят нам об отдельных местах, общая картина остается гораздо более неопределённой.

Предыдущие исследования, позволившие обобщить эти обширные данные, не дают ответа, является ли Арктика в настоящее время чистым поглотителем или источником CO2. Таким образом, этот основной вопрос об углеродном балансе зоны вечной мерзлоты остается нерешенным.

Направление, в котором чистый обмен CO2 будет развиваться в условиях будущего потепления, в равной степени, если не больше, неопределённо. В целом, дыхание более тёплых почв захватывает большее количество CO2, а таяние вечной мерзлоты высвобождает углерод, который может усилить этот эффект. В то же время потепление также увеличивает поглощение CO2 растениями, что, по крайней мере, частично компенсирует потерю углерода в почве. Большие межгодовые различия в этих двух противоположных процессах усложняют выявление изменений в чистом обмене CO2. Десятилетние временные ряды, построенные для максимально возможного числа участков, необходимы для определения тенденций для всей зоны вечной мерзлоты.

Более подробную информацию о проекте можно найти на сайте: https://eos.org/science-updates/is-the-northern-permafrost-zone-a-source-or-a-sink-for-carbon

 

Печать