Климатический центр Росгидромета

События

Заявление спецпредставителя Президента России по вопросам климата Александра Бедрицкого

Опубликовано заявление специального представителя Президента по вопросам климата о позиции Российской Федерации по основным вопросам повестки 21-й Конференции сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата / 11-го Совещания сторон Киотского протокола (Париж, Франция, 30 ноября – 11 декабря 2015 года).

Решение проблемы глобального изменения климата является одним из ключевых условий обеспечения устойчивого развития, преодоления бедности и достижения социально-экономического благополучия всех стран мира.

В этой связи необходимо широкое международное сотрудничество для обеспечения снижения выбросов парниковых газов. Признавая результаты работы многих форумов, полагаем, что РКИК ООН занимает центральное место в многостороннем сотрудничестве по проблеме изменения климата.

Российская Федерация исходит из того, что главной целью 21-й Конференции сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата (РКИК ООН)/11-го Совещания сторон Киотского протокола (КП) является принятие нового всеобъемлющего соглашения на период после 2020 г., которое определит рамки международного взаимодействия по климатической проблематике на длительную перспективу.

Главный ориентир – разработка такого универсального документа, который, сохранив позитивный багаж и наработки Киотского протокола, устранил бы все слабые стороны нынешнего климатического режима и стал прочной основой справедливого долгосрочного климатического урегулирования. Соглашение должно объединять усилия всех основных эмитентов парниковых газов. В нём должны найти адекватное отражение все основные элементы стратегии борьбы с угрозой изменения климата : меры снижения нагрузки на климатическую систему Земли и адаптации к изменяющимся климатическим условиям, финансовое содействие нуждающимся странам и передача технологий, укрепление климатического потенциала стран, механизмы обеспечения транспарентности, отчётности и соблюдения.

Новое климатическое соглашение должно строиться на основе всех принципов РКИК ООН. При этом оно должно соответствовать реалиям XXI века и ориентировать на преодоление барьера между развитыми и развивающимися государствами. Полагаем, что каждая страна вправе самостоятельно определить тот уровень обязательств, который согласуется с целями и задачами социально-экономического развития и технологическими возможностями перехода к низкоэмиссионному развитию.

Вклад развитых и развивающихся стран может быть различным по содержанию, но все вклады должны быть зафиксированы в рамках единого международно-правового документа, т. е. иметь юридически обязательный характер и подлежать отчётности на основе транспарентной системы соблюдения.

1. Поддерживаем в качестве долгосрочной коллективной цели будущего соглашения удержание роста глобальной температуры в пределах 2°С.

Для обеспечения эффективности нового соглашения необходимо чётко определить сроки его действия и подходы к обзору реализации национальных вкладов стран. Считаем, что это должен быть период, достаточный для развёртывания программ экономической модернизации и технологического перевооружения, а именно: 10 лет, т. е. до 2030 года.

В дальнейшем процесс обзора национальных вкладов каждой из сторон нового соглашения с целью разработки возможных новых вкладов на очередной период должен начинаться не ранее, чем за один год до истечения срока, установленного стороной для выполнения текущего вклада. За базовую основу в рамках такого процесса обзора должен приниматься предыдущий вклад, официально заявленный стороной для целей соглашения.

Важным для успеха Парижского соглашения является достижение согласия о том, что все страны должны разработать и иметь низкоэмиссионные стратегии своего развития.

В контексте климатических переговоров Россия представила параметры своих возможных обязательств для нового климатического соглашения: ограничение антропогенной эмиссии парниковых газов на уровне 70–75% выбросов 1990 года к 2030 году при условии максимально возможного учёта роли лесов, их значимости для смягчения последствий изменения климата и адаптации к ним.

Основным направлением обновлённой Энергетической стратегии России на период до 2035 года является переход к инновационной модели развития российской энергетики, росту энергоэффективности экономики страны.

Наша страна исторически является лидером в развитии гидроэнергетики. В настоящее время объём генерации на крупных гидроэлектростанциях в нашей стране составляет 17% объёма производства электроэнергии.

Мы также активно развиваем и другие возобновляемые источники энергии: солнечную и ветрогенерацию, малую гидроэнергетику, производство энергии из биомассы. К 2035 году в соответствии с нашей новой Энергетической стратегией производство электроэнергии на основе ВИЭ должно увеличиться в 15 раз (с 2 до 29 млрд. кВт-ч), а установленная мощность соответствующих электростанций – вырасти в 23 раза (с 0,4 до 9 ГВт).

Вместе с тем в нашей стране прорабатывается в дополнение к «энергетическому подходу» для снижения эмиссии новый подход, основанный на снижении потребления материалов («подход на основе материалов»).

В России разрабатываются технологии значительного улучшения свойств существующих материалов путём создания добавок, способных улучшить одну или сразу несколько характеристик различных материалов на основе одностенных углеродных нанотрубок (ОУНТ). Промышленный способ эффективного и масштабируемого производства ОУНТ был недавно разработан у нас в стране. Согласно предварительным оценкам экспертов, реализация концепции использования ОУНТ в качестве добавки к базовым материалам может привести для России к снижению эмиссии в 2030 г. порядка 160–180 млн. т СО2-экв. Определённые перспективы имеют разработка и внедрение технологий улавливания и хранения углерода из промышленных эмиссий.

2. Вопросы адаптации к изменениям климата актуальны для всех без исключения стран и являются неотъемлемой частью повестки климатических переговоров. В рамках нового соглашения полагаем важным развивать сотрудничество в этой области и рассматривать его в контексте достижения целей устойчивого развития. Придаём важное значение развитию сотрудничества по изучению климатозависимости и адаптационного потенциала территорий и отраслей экономики. В нашей стране значительная часть среднесрочных программ социально-экономического развития российских регионов учитывает климатическую проблематику или даже содержит конкретные адаптационные мероприятия. Полезной представляется и деятельность в области адаптации других международных организаций под эгидой ООН, например, формируемая странами при координирующей роли Всемирной метеорологической организации Глобальная рамочная основа климатического обслуживания. Вместе с тем решения по адаптации в рамках нового соглашения не должны сводиться к определению новых финансовых обязательств развитых стран по оказанию помощи развивающимся, не должны порождать новые бюрократические формы работы. Полагаем, решения о введении новой отчётности по адаптации преждевременными.

3. Лесное хозяйство наряду с землепользованием входит в число секторов антропогенной деятельности, которые рассматриваются РКИК ООН и МГЭИК при оценке воздействия на атмосферные концентрации парниковых газов. Однако именно лесной сектор является исключительным, так как в результате деятельности человека в лесной экосистеме может происходить не только выброс парниковых газов, но и их поглощение и консервация.

Вместе с тем и сейчас во многих странах мира продолжается сведение лесов в результате эксплуатации лесных земель в интересах других видов хозяйственного использования. По данным ФАО, чистые выбросы парниковых газов в связи с изменением в землепользовании и обезлесения в среднем составили около 3 млрд. тонн в эквиваленте СО2 в год на протяжении десятилетия, с 2001 г. по 2010 г.

В России в целом наблюдается положительная динамика площади лесов. За последние 60 лет общая площадь лесопокрытых земель увеличилась на 17 % и в 2014 г. составила 770,6 млн. га.

Однако потери углерода (в форме выбросов СО2 в атмосферу) в результате рубок и гибели лесных насаждений от пожаров и других факторов на управляемых лесных землях изменялись от 486,2 млн. тонн СО2 до 796 млн. тонн СО2 (в среднем 587 млн. тонн СО2). За последнее десятилетие выбросы от природных пожаров и выжиганий составили от 160 до 260 млн. тонн в эквиваленте СО2. После сокращения лесопользования с конца 1990-х годов пожары стали основным фактором потерь углерода управляемыми лесами России. Часть выбросов СО2 связана с осушением лесных земель.

Российская Федерация неоднократно подчёркивала важность признания роли политики и мер для снижения выбросов ПГ и увеличения их поглощения в лесном секторе в качестве одного из наиболее важных элементов противодействия глобальному потеплению. Эта роль должна быть отражена в тексте нового климатического соглашения в общем, глобальном масштабе. Потенциал лесов должен быть использован в полной мере, без внесения искусственных ограничений на учёт их вклада, а равно без дискриминационных подходов по отношению к сторонам соглашения либо секторам экономики.

4. Принципиальное значение имеет блок вопросов по финансовому содействию, передаче технологий и укреплению климатического потенциала стран. Наращивание усилий международного сообщества по мобилизации финансовой помощи и передаче технологий является залогом активизации их усилий по сокращению выбросов парниковых газов и адаптации к климатическим изменениям. Вклад в реализацию мер финансово-технологического содействия должен осуществляться всеми странами, которые в состоянии сделать это с учётом достигнутого уровня социально-экономического развития. При этом адресная помощь не должна ограничиваться только кругом развивающихся стран, а предоставляться всем странам, которые в ней могут нуждаться, включая, в частности, страны с переходной экономикой.

Россия готова вносить вклад в общие усилия по мобилизации финансов на климатические цели и оказывать содействие развивающимся странам и странам с переходной экономикой, в том числе в СНГ, в интересах укрепления их потенциала в области противодействия изменению климата, но только на добровольной основе. Такое содействие может осуществляться по двусторонним каналам и в виде добровольных взносов в международные организации и финансовые механизмы, включая Зелёный климатический фонд. При этом, как страна с переходной экономикой, согласно РКИК ООН Российская Федерация не несёт юридических обязательств в части, касающейся мобилизации климатического финансирования, и не намерена брать таковые обязательства на данном этапе, исходя из учёта уровня своего социально-экономического развития и глобальных политико-экономических условий.

5.Россия считает, что в рамках нового климатического соглашения странам необходимо определиться с принципами функционирования рыночных механизмов. Рыночные механизмы могут быть только дополнительными и добровольными для применения на национальном уровне. В настоящее время у нас в стране предприняты определённые шаги по созданию механизмов стимулирования снижения выбросов. Киотский протокол позволил на практике оценить плюсы и минусы механизмов гибкости, эффективности в достижении цели. Россия поддерживает применение рыночных механизмов, стимулирующих ограничение и снижение выбросов для выполнения странами обязательств после 2020 года. При этом прерогатива определения соответствующих национальных мер в этой области, в том числе по вопросу участия в международных механизмах, остаётся суверенным правом каждого государства. Для нас неприемлемо навязывание российским компаниям подходов, применяемых в углеродных торговых схемах, созданных отдельными объединениями стран, а также принуждение к участию наших компаний в таких схемах. Полагаем необходимым исходить исключительно из норм международного права, глобального подхода к решению проблемы изменения климата и воздерживаться от принятия односторонних мер.

6. Борьба с изменением климата стала одной из 17 целей в области устойчивого развития, принятых в сентябре этого года на 70-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Лидеры большинства стран, в том числе Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин, уделили внимание вопросам климата в своих выступлениях.

Достижению целей устойчивого развития прямо противоречит практика введения любых односторонних мер ограничения, затрагивающих передачу технологий, укрепление финансового потенциала той или иной страны. Политика так называемых санкций, развёрнутая США, ЕС и рядом других стран против России, которая направлена на сдерживание развития нашей экономики, имеет и негативный «зелёный след». Подобные действия могут иметь негативные последствия в краткосрочной перспективе, например для развития экологически чистой энергетики, ограничивают возможности по добыче природного газа – наиболее чистого по сравнению с углём и нефтью ископаемого топлива, развитие гидроэнергетики. Есть попытки воздействия представителей этих стран на решения Глобального экологического фонда с целью затормозить конкретные российские проекты, направленные на развитие низкоуглеродных технологий, повышение энергоэффективности и улучшение экологической обстановки. Например, в Арктическом регионе, Республике Татарстан.

Считаем, что такие подходы, в том числе «замораживание» двустороннего климатического сотрудничества, не согласуются с идеей глобального участия в снижении антропогенной нагрузки на климат и технологического взаимовыгодного сотрудничества между странами. Завершение переговоров и подписание нового соглашения возможно только при консолидации усилий всех стран – участниц процесса на основе взаимного доверия.

7. Полагаем чрезвычайно важным связь политического климатического процесса с наукой. Россия будет наращивать своё участие в деятельности Межправительственной группы экспертов по изменению климата, в том числе в новом (шестом) цикле подготовки докладов. Вместе с тем хотели бы отметить, что множество вопросов остается недостаточно изученными, включая последствия воздействий изменения климата, наиболее эффективные меры адаптации и снижения антропогенного воздействия на климат.

8. Новое соглашение должно вступить в силу как можно быстрее и должно обеспечивать широкое участие стран. Основное внимание с юридической точки зрения, полагаем, должно уделяться обязательствам стран и их месту в соглашении. Предпочтительно для нас – в приложении к соглашению.

Российская Федерация заинтересована в результативности парижской встречи и нацелена на продолжение активного участия в переговорах, ориентируясь на конструктивное взаимодействие со всеми заинтересованными сторонами в духе транспарентности и коллективной ответственности.

Изменение климата – это глобальная проблема. Поэтому необходимо искать консенсус – без навязывания интересов одной группы стран в ущерб интересам другой, а также избегая нарушений международных правовых норм и правил. В этом – ключевое условие успеха.

По информации с сайта Президента России

Печать

21-я климатическая конференция ООН в Париже

В период с 30 ноября по 11 декабря в Париже пройдет 21-я конференция ООН по климату, на которой как ожидается, будет принято глобальное климатическое соглашение на период после 2020 года, с тем, чтобы предотвратить рост глобальной температуры выше 2оС.

В 2015 году страны-стороны Рамочной конвенции ООН об изменении климата (РКИК ООН) в рамках подготовки к Парижу объявляют свои определяемые на национальном уровне вклады (Intended Nationally Determined Contribution, INDC) – информация о возможных обязательствах по сокращению антропогенных выбросов. По состоянию на 12 ноября 2015 г. 161 стран-сторон РКИК ООН, совокупно обеспечивающие более 90% глобальных выбросов, представили такую информацию. Согласно российскому заявлению, опубликованному в марте, долгосрочной целью ограничения антропогенных выбросов парниковых газов в Российской Федерации может быть показатель в 70–75 процентов выбросов 1990 года к 2030 году, при условии максимально возможного учета поглощающей способности лесов.

РКИК ООН является одним из немногих примеров глобального по числу участников международного соглашения, объединяющего 196 сторон (195 стран и одну организацию экономической интеграции – Европейский союз), сторонами Киотского протокола являются 191 страна и Европейский союз.

По предварительным оценкам организаторов в Парижской конференции примут участие до 10 тыс. представителей национальных делегаций, 14 тыс. наблюдателей и представителей неправительственных организаций, 3 тыс. представителей СМИ. Конференция начнется с сегмента высокого уровня с участием глав государств и правительств 30 ноября.

Росгидромет является федеральным органом исполнительной власти, ответственным за обеспечение участия Российской Федерации в РКИК ООН и Киотском протоколе.

В настоящем разделе будет размещаться информация о подготовке к важному международному событию.

Информационный портал КС-21

Программа 21-й конференции ООН

По материалам meteorf.ru

Печать

2-4 ноября 2015 г. в Маниле (Филиппины) состоялся Климатический симпозиум АТЭС "От науки к действию: Использование информации о погоде и климате для эффективного управления рисками"

2-4 ноября 2015 г. в Маниле (Филиппины) состоялся Климатический симпозиум АТЭС "От науки к действию: Использование информации о погоде и климате для эффективного управления рисками". Целью симпозиума было улучшение технического сотрудничества и наращивание потенциала на региональном уровне в области использования климатической информации в снижении рисков стихийных бедствий. Симпозиум состоял из пяти сессий, посвященных научной и технологической составляющим прогнозирования экстремальных климатических условий; обмену опытом и лучшими примерами практического использования клиатической информации в целях снижения рисков стихийных бедствий; а также потребностям в информации для интегрированных оценок климатических рисков.

В работе симпозиума, организованнного Климатическим центром Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (КЦ АТЭС), принял участие директор ГГО им.А.И.Воейкова В.М.Катцов, входящий в Научно-консультационный совет КЦ АТЭС.

Печать

19-20 октября 2015 г. в Сочи состоялось региональное консультационное совещание ВМО по климатическому обслуживанию в Северной Евразии

19-20 октября 2015 г. в Сочи состоялось региональное консультационное совещание ВМО по климатическому обслуживанию в Северной Евразии. Это совещание входит в серию мероприятий ВМО по формированию Глобальной рамочной основы климатического обслуживания (ГРОКО). Совещание организовано совместно Росгидрометом и ВМО.

Совещание открыл руководитель Росгидромета А.В.Фролов

Совещание было направлено на объединение усилий специалистов из национальных гидрометслужб в регионе и потребителей климатической информации в приоритетных секторах ГРОКО с целью определения первоочередных задач для более эффективного производства и использования глобальной, региональной и национальной климатической и прогностической информации всеми заинтересованными сторонами в климатозависимых секторах экономики и социальной сферы стран Северной Евразии.

К участникам совещания обратился Специальный представитель, советник Президента Российской Федерации по вопросам климата А.И. Бедрицкий

В работе совещания приняли участие Специальный представитель, советник Президента Российской Федерации по вопросам климата А.И. Бедрицкий, руководители национальных гидрометеорологических служб Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России и Таджикистана. Всего в работе совещания участвовало более пятидесяти человек, включая представителей Росгидромета, ВМО, Всемирного банка, а также – гидрометслужб, органов власти и экспертного сообщества стран СНГ. Программа двухдневного семинара включала сессии по двум тематическим блокам – возможности оказания климатических услуг на национальном уровне и потребности в климатическом обслуживании.

С вводным докладом о ГРОКО выступил г-н Филипе Лусио (директор офиса ГРОКО, ВМО)

На открытии совещания выступил руководитель Росгидромета А.И.Фролов. Приветственное обращение генерального секретаря ВМО М.Жарро к участникам огласил директор бюро ГРОКО ВМО Филипе Лусио. От имени Всемирного банка к участникам совещания обратилась М.И.Сметанина. Специальный представитель, советник Президента Российской Федерации по вопросам климата А.И. Бедрицкий изложил свое видение задач, стоящих перед профессиональным сообществом в условиях изменения климата.

Директор ГГО.им.А.И.Воейкова Росгидромета рассказал участникам о российском сегменте ГРОКО.

Помимо российских специалистов, с сообщениями выступили представители Армении, Азербайджана, Республики Беларусь, Грузии, Казахстана, Кыргызстана, Молдовы, Таджикистана, Узбекистана.

В ходе совещания состоялся оживленный и заинтересованный диалог между производителями и потребителями климатического обслуживания в регионе, в том числе – в формате двух дискуссий – о климатической продукции и возможностях предоставления климатического обслуживания и о направлении дальнейших усилий.

Итоги совещания подвели Филипе Лусио и А.В.Фролов.

Организация совещания была поручена Росгидрометом Главной геофизической обсерватории им.А.И.Воейкова. Директор ГГО В.М.Катцов выражает искреннюю признательность сотрудникам Специализированного центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Черного и Азовского морей (СЦГМС ЧАМ) и лично его руководителю О.Б.Лысаку за помощь в организации совещания ВМО в Сочи.

ПРОГРАММА КОНСУЛЬТАЦИОННОГО СОВЕЩАНИЯ

ДОКЛАДЫ КОНСУЛЬТАЦИОННОГО СОВЕЩАНИЯ (размещены с согласия докладчиков)

Печать

6 октября МГЭИК избрала Хёсона Ли (Республика Корея) своим новым председателем

6 октября на 42-й сессии Межправительственной группы экспертов по изменению климата (МГЭИК) в Дубровнике (Хорватия) состоялось избрание Хёсона Ли (Республика Корея) новым председателем МГЭИК. В пресс-релизе МГЭИК отмечается: «Выборы нового состава Бюро, которое будет иметь 34 члена, включая председателя, открывает путь к началу работы МГЭИК над Шестым докладом об оценке, который, как ожидается, должен быть завершен через 5-7 лет.».

В новый состав Бюро в качестве вице-председателя Второй рабочей группы МГЭИК вновь избран Сергей Михайлович Семенов, директор Института глобального климата и экологии Росгидромета и РАН.

Пресс-релиз на русском языке: ipcc.ch/news_and_events/docs/ipcc42/151006_election_of_new_chair_ru.pdf

Дополнительную информацию можно найти на сайте МГЭИК: ipcc.ch

Печать

21-22 сентября 2015 г. в Москве состоялась региональная презентация Пятого оценочного доклада МГЭИК

21-22 сентября 2015 г. в Москве состоялась региональная презентация Пятого оценочного доклада Межправительственной группы экспертов по изменению климата (ОД5 МГЭИК). Мероприятия по представлению ОД-5 в России открылась пятичасовым семинаром для СМИ, в ходе которого представители МГЭИК и Росгидромета обсудили с журналистами базовые концепции, положенные в основу оценочных докладов МГЭИК, особенности организации подготовки докладов, роль докладов МГЭИК в международном переговорном процессе по климату и ряд других вопросов.

22 сентября в Международном информационном агентстве «Россия сегодня» состоялась пресс-конференция с участием специалистов из МГЭИК, в ходе которой российской аудитории был представлен ОД-5. В мероприятии приняли участие:  советник президента РФ, специальный представитель президента РФ по вопросам климата Александр БЕДРИЦКИЙ; заместитель руководителя Росгидромета Максим ЯКОВЕНКО; директор Главной геофизической обсерватории им. А.И. Воейкова (г. Санкт-Петербург) Владимир КАТЦОВ; сопредседатель первой рабочей группы МГЭИК Томас ШТОКЕР; руководитель по коммуникации и отношениям со СМИ секретариата МГЭИК Джонотан ЛИНН. Видео с пресс-конференции

Кульминацией мероприятий по представлению ОД-5 в России стала научная конференция, которая, под председательством заместителя Руководителя Росгидромета М.Е.Яковенко, открылась приветствиями советника Президента А.И. Бедрицкого, руководителя Росгидромета А.В.Фролова (в видеозаписи), сопредседателя первой рабочей группы МГЭИК Т. Штокера, представителя секретариата МГЭИК Дж.Линна и директора Института глобального климата и экологии Росгидромета и РАН С.М.Семенова. В ходе конференции ведущие авторы доклада представили вклады всех трех рабочих групп в ОД-5, синтезирующий доклад ОД-5, а также в ходе тематической сессии обсудили ряд проблем изменения климата, представляющих особую важность для России.

ФОТО: 7 – 14

Часть фотографий любезно предоставлена С.Ф.Лукутиной (ПФО Росгидромета)

См. другие материалы на сайте: ipcc.ch/apps/outreach/eventinfo.php?q=303

Печать

7 июля 2015 г. в Париже начала работу международная научная конференция «Наше общее будущее при изменении климата»

7 июля 2015 г. в Париже начала работу международная научная конференция «Наше общее будущее при изменении климата». Эта конференция является крупнейшим научным форумом 2015 г. – в преддверии 21-й Конференции сторон (COP-21) Рамочной конвенции ООН об изменении климата (РКИК), которая состоится также в Париже в декабре с.г. В работе конференции приняли участие более двух тысяч человек. Тематика конференции охватывает широкий спектр научных проблем – от фундаментальных (т.н. «физической основы» науки о климате) до проблем адаптации и смягчения антропогенного воздействия на климатическую систему. Четырехдневная конференция проходит в формате пленарных заседаний, параллельных и постерных сессий, а также многочисленных сопутствующих мероприятий.

На открытии конференции выступили генеральный секретарь ВМО г-н Мишель Жарро, министр образования и науки г-жа Найат Валло-Белкачем, министр экологии, устойчивого развития и энергетики г-жа Сеголене Ройаль. Было также зачитано обращение к участникам конференции Генерального секретаря ООН г-на Пан Ги Муна.

Выступает Генеральный секретарь ВМО Мишель Жарро

Директор ГГО им.А.И.Воейкова В.М.Катцов вошел в состав научного комитета конференции, а также был приглашен выступить с докладом «Теплеющая Арктика – глобальные последствия регионального изменения» в ходе утреннего пленарного заседания в первый день форума.

Директор ГГО им.А.И.Воейкова В.М.Катцов выступает на первом пленарном заседании конференции «Наше общее будущее при изменении климата».

Конференция продолжится до 10 июля.

Печать

В Праге начала работу Генеральная Ассамблея Международного союза по геодезии и геофизике (IUGG)

Международный союз по геодезии и геофизике (IUGG) – неправительственная научная организация, основанная в 1919 г. IUGG – один из 31 научного союза, входящего в настоящее время в Международный Совет по Науке (ICSU). IUGG на международном уровне продвигает и координирует научные исследования Земли (в области физики, химии, математики) и ее окружения в космическом пространстве. IUGG включает 8 полуавтономных Ассоциаций, каждая из которых отвечает за специфический круг вопросов и проблем. Кроме того, IUGG учреждает межассоциационные Комиссии. Каждые четыре года IUGG проводит Генеральные Ассамблеи, а каждая из Ассоциаций организуют научные ассамблеи и тематические симпозиумы в период между Генеральными Ассамблеями. Восемь Ассоциаций – следующие:

  • Международная Ассоциация по криосферным наукам (IACS)
  • Международная Ассоциация по геодезии (IAG)
  • Международная Ассоциация по геомагнетизму и аэрономии (IAGA)
  • Международная Ассоциация по гидрологическим наукам (IAHS)
  • Международная Ассоциация по метеорологии и атмосферным наукам (IAMAS)
  • Международная Ассоциация по физике океана (IAPSO)
  • Международная Ассоциация по сейсмологии и физике недр Земли (IASPEI)
  • Международная Ассоциация по вулканологии и химии недр Земли (IAVCEI)
  • Многочисленные симпозиумы и семинары, организуемые Ассоциациями, вместе с Генеральными Ассамблеями, дают возможность исследователям из разных стран обсуждать соответствующие методологии, результаты и гипотезы, а также планировать совместные исследовательские проекты.

    Торжественная церемония открытия 26-й Генеральной Ассамблеи IUGG

    В рамках 26-й Генеральной Ассамблеи IUGG определенное внимание было уделено выработки позиции этого Союза в отношении Глобальной рамочной основы климатического обслуживания (ГРОКО), создание и развитие которой организует и координирует ВМО. Директор ГГО им.А.И.Воейкова В.М. Катцов, входящий в состав исполнительного совета IAMAS, 24 июня в качестве панелиста принял участие в объединенном меж-ассоциационном симпозиуме «Наука в поддержку климатического обслуживания». В ходе симпозиума состоялась дискуссия о возможных путях участия IUGG в строительстве ГРОКО.

    Работа Генеральной Ассамблеи продлится до 2 июля.

    Печать

    18-20 июня 2015 г. в Ленэкспо состоялся XIX Петербургский международный экономический форум (ПМЭФ-2015)

    ПМЭФ — это площадка, на которой встречаются лидеры новых экономических держав для определения и обсуждения ключевых экономических вопросов, стоящих перед Россией, развивающимися рынками и миром в целом. ПМЭФ привлекает к участию представителей самых различных сообществ для поиска точек соприкосновения и выработки механизмов принятия решений, которые позволят обеспечить экономический рост и стабильность. ПМЭФ проводится с 1997 года. С 2006 года ПМЭФ проходит под патронатом Президента Российской Федерации.

    В рамках ПМЭФ состоялась панельная сессия «ЗЕЛЕНЫЙ РОСТ И ЭКОНОМИКА ИЗМЕНЕНИЯ КЛИМАТА», в которой в качестве панелистов приняли участие советник Президента, специальный представитель Президента Российской Федерации по вопросам климата А.И.Бедрицкий и министр природных ресурсов и экологии Российской Федерации С.Е.Донской; а также П. Веркойхен, специальный представитель по изменениям климата, Группа Всемирного банка; Г. де Пире, концерн «Сен-Гобен» и председатель Ассоциации французских предприятий по развитию энергоэффективности в России; Йонг Ли, генеральный директор ООН по промышленному развитию; Ж.-М. Рипер, Чрезвычайный и Полномочный Посол Французской Республики в Российской Федерации; Д. Султаноглу, помощник Генерального секретаря ООН, директор Регионального бюро ПРООН по странам Европы и СНГ и др.

    От Росгидромета в работе сессии принял участие директор ГГО им.А.И.Воейкова В.М. Катцов.

    Запись панельной сессии размещена на официальном сайте ПМЭФ-2015

    (использованы материалы официального сайта ПМЭФ-2015)

    Печать

    Интервью А.И.Бедрицкого ТАСС

    РФ привержена международному сотрудничеству в области метеорологии - СОВЕТНИК ПРЕЗИДЕНТА

    ЖЕНЕВА, 9 июня. /Корр. ТАСС Константин Прибытков/. Россия активно сотрудничает со Всемирной метеорологической организацией /ВМО/ "по всем возможным направлениям" и намерена продолжать это взаимодействие. Об этом заявил в беседе с корр. ТАСС советник президента России - специальный представитель президента по вопросам климата Александр Бедрицкий.

    "Традиционно Россия, как и ранее Советский Союз, является одним из ключевых партнеров ВМО, - отметил он. - Наша страна даже в самые тяжелые времена, когда не было денег, принимала участие в программе добровольного сотрудничества и вносила средства в фонд ВМО, из которого финансируются проекты в развивающихся странах. Россия всегда была привержена международному сотрудничеству. Мы предоставляли возможности для обучения специалистов многим развивающимся странам. Интерес к этой сфере чрезвычайно высок".

    Бедрицкий напомнил, что на Россию приходится 10 проц мировых аэрологических наблюдений, и она вносит большой вклад в метеорологические наблюдения. "И это при том, что есть спутники, есть наблюдения с самолетов. Но все равно наземные наблюдения являются базовыми. Это иллюзия - считать, что спутники все решат. Спутникам многие опасные явления, включая торнадо, не определить, не спрогнозировать", - отметил советник президента.

    Александр Бедрицкий в понедельник был удостоен в Женеве главной научной премии ВМО, присуждаемой за выдающийся вклад в развитие метеорологии. Свое выступление в качестве лауреата на 17-м конгрессе организации он посвятил теме "Роль ВМО в глобальном социально-экономическом развитии". Он высказался за дальнейшее развитие международного взаимодействия в наблюдениях за погодой и климатом. Это позволит совместными усилиями "более эффективно использовать накопленные знания, чтобы снизить риски", считает он.

    В беседе с корр. ТАСС Бедрицкий утвердительно ответил на вопрос о том, выросло ли за последние десятилетия число природных катаклизмов. "Их стало больше, - отметил собеседник. - Атлас смертности и потерь ВМО свидетельствует о том, что потерь стало больше и количество опасных природных явлений также увеличилось". По его словам, причин для этого несколько. Во-первых, "растет население планеты, осваиваются новые территории, ведется интенсивная экономическая деятельность там, где ее не было, где человек бывал случайно". Вторая причина связана с изменениями погоды и климата - как естественными, так и связанными с человеческой деятельностью. Причем, дело не ограничивается изменениями, вызванными увеличением выбросов парникового газа. Человек в результате своей деятельности "нарушает условия существования природной среды - изменяется баланс почвы, сводятся леса". Эти факторы "влияют на естественный баланс углерода".

    "В этой ситуации прежде всего нужно повышать надежность и качество систем раннего предупреждения, - сказал Бедрицкий. - Роль метеонаблюдений важна как никогда: нужно спрогнозировать явление и оповестить население. Увы, этого часто не понимают, считая, что это нечто само собой разумеющееся. Нужно повышать осведомленность тех, кто принимает решения".

    Печать